Осенняя охота на вкладчиков: повышение ставки ЦБ не сулит доходы населению
ЦБ в октябре повысил ключевую ставку выше ожиданий рынка — сразу на 2%, с 13% до 15%. Банки вслед за регулятором также повышают ставки по вкладам, во многих из них можно разместить свои деньги под проценты, которые полностью компенсируют официальный уровень <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то и даже дадут заработать. Может ли ещё увеличиться доходность сбережений, как сильно и от чего это зависит, «МК» обсудил с руководителем аналитического управления банка БКФ Максимом Осадчим.
фото: Геннадий Черкасов
— Что происходит на рынке вкладов, спустя неделю после решения регулятора?
— Россияне чутко отреагировали на заботу ЦБ РФ — на повышение ключевой ставки — и потянулись в банки со своими «кровными». Годовой прирост вкладов на конец сентября составил 17% против 14,3% на конец августа 2023-го и 3,7% на конец сентября 2022 года. В октябре, судя по оперативной статистике, Рынок вкладов продолжил «разогреваться». Граждане активно открывают депозиты под ставки, близкие к ключевой. Причем основной приток средств приходится на вклады сроком до полугода, что вполне логично с учетом ожидаемого дальнейшего повышения ключевой ставки.
— Какие признаки позволяют прогнозировать повышение ключевой ставки?
— Когда банкиры уверены, что ставки пойдут вверх, они занимают у ЦБ огромные суммы, триллионы рублей, на короткий срок, чтобы сэкономить на поддержании обязательных резервов на уровне, установленном регулятором. Стоит для них этот маневр миллиарды рублей, но позволяет сэкономить десятки миллиардов.
Именно такой хитрый маневр мы наблюдали непосредственно перед экстренным повышением ключевой ставки 15 августа с 8,5% до 12%. 14 августа, за день до повышения, крупнейшие банки заняли у ЦБ всего на один день около 7 триллионов рублей. Аналогичный трюк был совершен перед плановым заседанием 15 сентября, когда ключевая ставка была повышена на один процентный пункт — до 13%. Но тогда банки уже имели время на подготовку, и заняли у ЦБ около 7 триллионов рублей на более длительный срок — с 13 по 18 сентября.
И вот тот же самый трюк совершили перед заседанием Совета директоров ЦБ по ключевой ставке 27 октября, когда ставка была повышена с 13% до 15%: 11 октября банки заняли у ЦБ около 7 трлн рублей, постепенно возвращая эти деньги. Причем именно с 11 октября начался новый период регулирования размера обязательных резервов. Этим обстоятельством объясняется, почему в октябре так загодя банки готовились к очередному повышению ключевой ставки.
— Выходит, можно пользоваться этим показателем — повышением заимствований банков у ЦБ на триллионы рублей незадолго до заседания Совета директоров регулятора — как индикатором, предсказывающим повышение ключевой ставки?
— Скорее, как показателем того, что крупнейшие банки ожидают повышения ключевой ставки. Однако третий раз подряд эти ожидания сбылись. Да и не могли не сбыться, ведь иначе крупнейшие банки выбросили бы на ветер миллиарды рублей! Теперь будем внимательно смотреть, не повторится ли этот маневр перед последним плановым заседанием Совета директоров по ключевой ставке, которое назначено на 15 декабря.
— Но ведь этот хитрый обходной маневр превращает нормативы поддержания обязательных резервов в фикцию?
— Выходит, так. Такой трюк повышает риски ликвидности банковской системы, ведь именно для снижения этих рисков и предназначены требования регулятора к размеру обязательных резервов.
Напомню, что в России обязательные резервы — это средства российских кредитных организаций в рублях, которые они должны поддерживать на определенных счетах, открытых в Банке России. В настоящее время ЦБ РФ не начисляет проценты на обязательные резервы кредитных организаций.
Поэтому деньги банков просто «отдыхают» на счетах в Банке России, не принося этим банкам никакого дохода. Между тем, эти средства достаются банкам отнюдь не бесплатно, за них им приходится платить, например, вкладчикам. Однако эти деньги являются одной из «подушек безопасности» банковского сектора.
— А описанный вами маневр крупных банков как-то сказывается на карманах россиян?
— Этот маневр снижает устойчивость банковской системы, повышает ее риски, увеличивает вероятность банковского кризиса. Тем более, что «пузырь» на рынке ипотеки надувается все сильнее. Взорвется – мало никому не покажется.
— А есть ли еще какие-нибудь индикаторы того, что ключевая ставка будет повышена?
— Да, продолжающийся рост <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то . Смотрите, что происходит: если в апреле годовая И составляла всего 2,31%, то в августе она достигла 5,15%, в сентябре — 6%, в октябре — 6,65%. Повышение ключевой ставки – основное средство против <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то . Если бы не героические усилия ЦБ, то у нас было бы как в Турции, где И превышает 60%. Ключевая ставка в Турции – 35%. Так что россиянам грех жаловаться.
— Какая стратегия наиболее верная для сбережений в ноябре?
— Так как вероятно дальнейшее повышение ключевой ставки, то открывать вклады по-прежнему следует на срок не более полугода. Также следует помнить, что открывать вклады в иностранной валюте, даже «дружественной», в российских банках пока не разумно из-за ограничений в этом сегменте рынка. Ведь <span class="wp-tooltip" title="кредитно-финансовая организация которая сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады) предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов ссуд) посредничает во взаимных платежах и расчетах межд вернет валютный вклад рублями по внутреннему (читай: произвольному) курсу.