Уже не актуально: почему россияне перестали путешествовать в ноябрьские праздники
Ноябрьские праздники уходят из туристического календаря – это констатировали аналитики отечественной туротрасли. Россияне перестали рассматривать удлиненные выходные начала последнего месяца осени для поездок, как это было раньше.
фото: Геннадий Черкасов
Мы поинтересовались причинами, а также планами тех, кто все же предпримет вояж в праздники, совпадающие с осенними каникулами у школьников.
О том, что ноябрьские праздники перестают быть «урожайными» для продавцов тура, эксперты туротрасли предупреждали еще год назад. Но нынешний ноябрь в плане спада туристической активности россиян существенно «переплюнул» настороживший профессионалов аналогичный период прошлого года. А ведь удлиненные выходные по-прежнему совпадают со школьными каникулами, неужели семьи с детьми собрались сидеть дома?!
Если верить сводной статистике крупнейших игроков отечественного туррынка, россияне и впрямь изменили и приоритеты, и маршруты, даже в сравнении с прошлым годом.
— Год назад в это же время отмечался спад спроса на зарубежные направления, — уточняют в столичной турфирме, специализирующейся на «масс-маркете» от туризма – Турция, Египет, Россия. – В прошлом ноябре лидировали внутренние маршруты. А в этом и на них спад. Россия остается для россиян в пятерке самых желанных стран для отдыха, но только на 5-м месте.
— То есть, россияне все же поедут за рубеж?
— Да, но не на ноябрьские, а ближе к Новому году. В лидерах продаж предсказуемо Турция и Эмираты, Египет сейчас вышел из пятерки сильнейших из-за соседства с зоной конфликта. К Новому году мы ожидаем Спрос на Таиланд, Шри-Ланку и Китай, все они с ноября существенно упростили въезд россиянам и туда есть прямые рейсы.
Судя по данным крупных сетей турагентств, падение спроса на организованные туры и путевки в сравнении с ноябрьскими прошлого года ощутимо. Причем заметнее всего это падение именно на внутренних направлениях.
— Из тех, кто все же куда-то поедет, большинство поедет в санатории Кавминвод, — комментирует статистику продаж <span class="wp-tooltip" title="Маркетинг-(от англ market — рынок) — стратегия организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы ориентированной на рынок; система мероприятий фирмы направленная на изучение и формирование потребительско крупного российского туроператора. – Санаторный отдых этой осенью обгоняет экскурсионный.
— В 90-е была такая пародия на рекламу «Праздник не был на праздник похож, пока не появилась водка», — отвечает на вопрос, почему впервые за много лет никуда не едет на ноябрьские москвичка Оксана. – Вот и у меня такой «праздник». Где все хорошо, там мне не по карману и самолеты от нас не летают. А где по карману, там небезопасно. И если летом, к примеру, можно пожертвовать деньгами и даже комфортом, чтобы накупаться в море на год вперед, то осенью это не так актуально. Если бы у меня была льготная путевка в санаторий в Кисловодске или Ессентуках или деньги на покупку коммерческой, я бы с радостью поехала, как русская аристократия позапрошлого века, «на воды». Но нет ни путевки, ни лишних денег. А в Питер и по Золотому кольцу мы с детьми уже ездили не раз. Так что в этом году сидим дома, пока не появится какая-нибудь «водка».
— Какая, например?
— Отменят санкции, запустят прямые рейсы в Европу, как раньше. Или хотя бы снизят цены на родной Краснодарский край.
Увы, судя по позиции туротрасли, таких планов у нее нет, хотя все крупные внутренние туроператоры коллегиально признают: туристический Спрос на эти ноябрьские праздники соответствует спросу «в обычные выходные конца октября» — а проще говоря, этого спроса почти нет. Не скрывают туристические продажники и то, что цены в сравнении с ноябрем 2022 выросли в среднем на 10-15%.
— Сильнее всего подорожание в Кавминводах и Подмосковье, — обозначает основной тренд гендиректор крупного внутреннего туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. – При том, что большинство туристов ноябрьские уже «не замечают», для туротрасли это теперь обычная дата и обычный Спрос.
А вот рейтинг наших с вами предпочтений на эти «незаметные» праздники.
1 место – курорты Краснодарского края, средний чек тура на ноябрьские (3-5 дней с заездами 3 и 4 ноября в отели уровня 3 звезды) от 15 тыс руб на человека без дороги. Чем ближе к Сочи, тем «трешки» дороже. Заметная тенденция этого года: туристы пытаются сэкономить на включенном в тур перелете, предпочитая добраться до Краснодарского края самостоятельно. А касательно опций размещения, на первый план выходит наличие бассейна с подогревом.
«Серебро» у лечебного отдыха в Минводах, средний чек тура на ноябрьские праздники (3-5 дней в санатории) – от 43400 руб. с человека. «Бронза» у Подмосковья, в среднем 25 300 руб. с человека. На 4-м месте экскурсионка – Золотое кольцо и Питер. Средний чек на человека за трехдневный тур по маршрутам Золотого кольца – от 12 тыс руб, по Питеру – от 10 тыс руб.
А между тем целых три страны преподнесли россиянам на ноябрьские дары с прицелом на увеличение спроса. С 1 ноября Китай впервые с начала пандемии отменяет требование карты здоровья. С той же даты Таиланд вводит для россиян 90-дневный «безвиз», который продлится по 30 апреля 2024 года. А остров Шри-Ланка с 7 ноября начинает выдачу россиянам бесплатных виз.