Нефтяной парадокс ноября: котировки сырья падают, а курс рубля растет
После обострения военного конфликта на Ближнем Востоке нефтяные котировки, несмотря на ожидания участников рынка, не пошли в резкий рост, а упали примерно на 10% — до $82 за баррель. Курс российской валюты, до последнего времени завязанный на стоимости «черного золота», напротив, укрепился со 100 до 92 рублей за доллар. Как объясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, такому противоречию не стоит удивляться: «деревянный» уже более года не коррелируется с ценой на «черное золото», а базируется на новых, более гибких и выгодных для нашей страны инструментах.
фото: freepik.com
— По каким причинам падают котировки нефти — многие полагали, что конфликт в секторе Газа и ожидание большой войны должнв разогнать цены?
— После начала конфликта на Ближнем Востоке цена сорта Brent выросла на 10,5% — все действительно боялись перебоев поставок нефти из региона. По мере снижения таких опасений, премия за риск стала падать, и котировки опустились даже ниже, чем были до начала боевых действий: предложение сырья на рынке снова выросло, а объемы спроса вызывали сомнения.
Ценовую ситуацию подстегнуло октябрьское смягчение санкций Вашингтона в отношении Венесуэлы: не так давно анонсировалось нефтяное соглашение между Каракасом и французской компанией M&P, по аналогии со сделкой венесуэльцев с американской Chevron. Оно способно увеличить объемы поставок углеводородов на мировой Рынок. Россия также не осталась в стороне, нарастив экспорт сырья до максимума за последние 4 месяца (почти 3,5 млн баррелей в сутки). Внесли свою лепту и рост американских запасов нефти, и увеличение прогноза по суточной добыче в США в будущем году до 13,15 млн «бочек».
— А что же не так со спросом на «черное золото»?
— Риски снижения потребности в энергоресурсах связаны с замедлением темпов роста глобальной экономики на фоне повышения ставок мировыми центробанками для борьбы с инфляцией. Представители Федеральной резервной системы США не исключают дальнейшего ужесточения своей монетарной политики. В начале года прогнозировалось быстрое восстановление китайской экономики после пандемии коронавируса, что должно было привести к взлету спроса на «черное золото». Однако восстановление экономики Поднебесной идет медленными темпами — в октябре сальдо торгового баланса страны снизилось на 27%, а индекс деловой активности в производственном секторе упал ниже 50 пунктов, что говорит о сокращении спроса на углеводороды в ведущей азиатской державе.
— Каких цен на баррель можно ожидать в ближайшем будущем? С чем будет связано повышение или снижение котировок?
— В ближайшее время стоимость Brent будет консолидироваться возле $80 за баррель. Для дальнейшего движения котировок участники торгов продолжат оценивать перспективы роста мировой экономики и риски перебоев экспортных поставок с Ближнего Востока. Опасность падения цен ниже $80 достаточно высока, но в конце ноября состоится министерская встреча стран ОПЕК+, где будет принято решение о возможном продлении ограничений на добычу на следующий год. В случае падения котировок на нефть ниже этой психологической отметки участники альянса постараются провести вербальные интервенции, а, возможно, и производственные меры.
— Какие нефтяные цены выгодны для России?
— Для любого экспортера нефти выгодны как можно более высокие цены. Себестоимость добычи в России разная, в зависимости от месторождения, сложности и глубины извлекаемых запасов, логистики и так далее. Представители ОПЕК+ говорили, что абсолютно всех устраивает стоимость Brent в $90 за баррель, но снижать объемы добычи и экспорта они начали, когда котировки рухнули ниже $80 за «бочку». Это свидетельствует, что такой уровень тоже всех, включая Россию, вполне устраивает.
— Эр-Рияд и Москва обещают продолжить ограничение добычи. Но за счет экспортных лимитов мировые цены грозят вырасти до $100. Тогда потребители начнут сокращать закупки. Спасет ли сырьевые цены предстоящее совещание ОПЕК?
— Как я уже говорил, на ближайшем заседании участники альянса обсудят исполнение сделки по снижению поставок в декабре и продление соглашения на 2024 год. Если его продлят, то организация вновь будет влиять на котировки, а значит поддерживать их стоимость на приемлемых значениях. Если участники ОПЕК+ решат завершить действие сделки, то возникнет драйвер для падения цен до $75 за Brent уже в декабре 2023 года.
— Цены на нефть снизились, а курс рубля вырос. В былые годы считалось, что сырьевые котировки и курс нацвалюты коррелируются друг с другом: при удорожании углеводородов рос в цене и рубль. Когда и, главное, почему рубль «отвязался» от нефти?
— Курс рубля перестал следовать за нефтяными котировками в первом квартале 2022 года на фоне обострения других факторов влияния на ценообразование отечественных денежных знаков. Из-за обострения геополитической ситуации и внешнего давления западных санкций рубль начал резко дешеветь вопреки тогдашнему росту мировых цен на нефть. Затем наше правительство предприняло целый ряд мер для укрепления стоимости национальной валюты. На ее курс начали влиять совершенно другие факторы, резко изменившие баланс биржевого спроса и предложения на рубли: обязательная продажа валютной выручки экспортерами, различные иные валютные ограничения, переход на расчеты в рублях с импортерами…
— Возможно ли в будущем восстановление связи рубля с нефтью, и при каких условиях?
— Такой тесной корреляции стоимости рубля и нефти, как раньше, мы больше не увидим, так как доходы российского бюджета уже не так сильно зависят от нефтяных котировок. Если в предыдущие годы доходы казны РФ на 51% состояли от сырьевой выручки, то теперь на фоне внешнего давления на экспорт углеводородов наша страна заметно нарастила доходы иных статей бюджета, благодаря чему сырьевая составляющая федеральной казны опустилась до 34%.