Бойцы обсудили проблему использования гражданских авто в зоне СВО
Волонтерские организации периодически рапортуют о передаче боевым подразделениям автомобилей повышенной проходимости для использования на переднем крае. Как правило, это «буханки», УАЗики, «Нивы». Но оказывается, с эксплуатацией этих транспортных средств в некоторых воинских частях возникли проблемы. желание упорядочить «гражданское автомобильное хозяйство» иногда приводит к тому, что приобретенные на народные пожертвования машины ставят на прикол. «МК» попросил бойцов в зоне СВО поделиться своим мнением на этот счет.
фото: AP
Казалось бы, после слов Верховного главнокомандующего Владимира Путина о том, что волонтеры делают очень важное и нужное для армии дело, все преграды в использовании гуманитарной помощи должны быть сняты. Но, к сожалению, на исполнительском уровне указания сверху воспринимаются не всеми.
В соцсетях, например, приводятся копии документов, согласно которым в частях запрещено использование личного и гуманитарного автотранспорта, а автомашины, переданные госадминистрациями, должны быть поставлены на баланс воинской части и получить так называемые «черные номера». Бойцов, не стоящих на должности водителя или механика-водителя, к управлению допускать запрещено. Вне зависимости от того, есть у водителя права или нет. Сам транспорт может быть изъят.
Возможно, эти требования продиктованы служебной необходимостью, но пока они сплошь и приводят к тому, что создаются проблемы с перемещением бойцов, подвозом продуктов и боеприпасов, эвакуацией раненых и даже с ротацией штурмовых групп.
Российский военнослужащий с позывным «Мазур», воюющий с самого начала СВО, так оценил коллизию:
— На мой взгляд, все неоднозначно. Безусловно, транспортным средством, причем любым, неважно, это «шестерка» «Жигули» или военный УРАЛ, должны управлять только те люди, которые имеют водительские права, выданные единственным уполномоченным на это органом — ГИБДД. Это не обсуждается.
Как и то, что состояние человека, управляющего транспортным средством, должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Водитель всегда несёт ответственность за безопасность пассажиров и за тех, с кем он может встретиться на дороге. здесь тоже все абсолютно логично.
Но вот что касается использования гражданских транспортных средств для выполнения служебных задач, то, на мой субъективный взгляд, тут, я уверен, нужно прежде всего учитывать служебно-боевую необходимость. Понятно, что в армии нужны порядок, учёт, отчётность, единообразие. В этом есть определенный смысл. Но надо понимать, что солдатам и командирам на переднем крае куда важнее другое. Они воюют уже не первый год, и нужно войти в их положение.
Надо понимать, что, условно говоря, изъятые транспортные средства — это, возможно, чьи-то неспасённые жизни. Потому что люди не успели без транспорта прибыть в заданный район. Или их не успели вовремя эвакуировать. Или привезти им боеприпасы. Да много чего «может».
Военные используют гражданский автотранспорт не потому, что им просто в голову это взбрело, а потому что в ряде ситуаций так разумнее. Какой смысл ехать за одним раненым на УРАЛе (это между прочим крупная и очень заметная для дрона противника цель) и подвергать риску всех, если можно это сделать на «легковушке», маленькой и не привлекающей внимания.
опять же волонтерам тоже обидно. Многие отдают свои последние накопления, покупают эти транспортные средства для каких-то подразделений, где служат их сыновья, мужья, отцы. Они везут их, передают, а потом выясняется, что машину забрали или не разрешают использовать.
Бойцы просят эти автомобили не для личных благ или комфорта, а для того, чтобы выполнять боевые задачи. Так давайте сделаем так, чтобы нашим солдатам было легче.
Будет рассуждать здраво: что привлечёт внимание потенциального противника — бронеавтомобиль «Тигр», машина с чёрными военными номерами или просто гражданская легковушка? Ответ, думаю, очевиден.
Как только автомобиль поставлен на баланс воинской части, его могут забрать с одного участка и перекинуть на другой. И получается, что бойцы или командиры просили волонтеров, чтобы им привезли автомобиль, а в итоге подразделение опять осталось ни с чем. И вновь стоит задача — как найти машину. Мне кажется, и этот момент можно урегулировать к общей пользе.
У наших бойцов нет цели обогатиться за счет гуманитарной помощи, они просто хотят победить.
В свою очередь, военнослужащий одного из добровольческих подразделений с позывным «Епископ» назвал «МК» основные проблемы, касающиеся гражданского автотранспорта. Во-первых, практически невозможно оформить гуманитарные транспортные средства в силовых структурах и поставить на баланс части. А, во-вторых, в штате частей просто нет мест для такого вида техники. Следовательно, надо менять штатное расписание или вводить временные штаты на период спецоперации.
— Поделюсь, как я себе это вижу, — продолжает Епископ. — Первое, надо поменять техническое штатное расписание, хотя бы на время спецоперации, под современные условия. Не может отделение медиков, саперов, разведчиков ездить на передок на КАМАЗе. Это глупо и рискованно, так как большая военная машина — приоритетная цель врага.
Второе — надо срочно разработать и утвердить процедуру упрощённой, ускоренной передачи транспорта в силовые структуры и правила постановки его на учёт. С полной постановкой на баланс и с вытекающими из этого последствиями. Для тех, кто не желает «дарить» полученный от родственников или в качестве адресной гуманитарной помощи транспорт, можно предусмотреть вариант безвозмездного договора аренды на оговоренный срок, с последующим продлением в случае необходимости. С постановкой на баланс по топливу, но без постановки на баланс по техническому обслуживанию.
Как раньше было — боец приходил со своей собакой в погранвойска и по окончании службы уходил с ней. ничего нового.
До момента разрешения всех бюрократических нюансов, по мнению «Епископа», необходимо ввести послабления по запретам на использование гуманитарного транспорта.
— Я тоже против езды бойцов просто так, в магазин или на рыбалку, условно говоря, — делится собеседник. — Категорически против управления автотранспортом без прав или в пьяном виде. вопрос — как разделить нормальных военнослужащих от ненормальных — безусловно, есть. Но не должны нормальные парни, болеющие душой за Родину, готовые жертвовать жизнями ради победы, страдать из-за ненормальных. Не должны стопориться боевые задачи из-за этого. Не должны подвергаться большему риску бойцы и крупные автомобили — Камазы, Уралы — из-за этого запрета. Крупный транспорт, повторюсь, более заметен, более уязвим и менее маневренный.
Кстати, есть ещё один немаловажный момент, связанный с обслуживанием. Поменять сцепление на УАЗе дешевле, чем на КАМАЗе. Перебрать, поменять двигатель на УАЗе, «Ниве» дешевле, чем на Камазе. То есть транспорт типа «пикапов» и «буханок», помимо того, что более маневренный, быстрый и менее заметный, он еще и в обслуживании выгоднее. Надо подстраиваться под новые реалии боевых действий.