Ленин показал человечеству параллельную временную линию развития
21 января 2024 года исполнилось 100 лет со дня ухода от нас Владимира Ильича Ленина. К этой дате, разумеется, написали много статей и аналитического, и апологетического, и критического свойства, и это правильно, потому что, на мой взгляд, мало кто оставил в истории человечества такой мощный след, как Ленин. Кто-то оценивает его роль отрицательно и имеет на это Право. Кто-то, как ваш покорный слуга, оценивает роль Ленина исключительно положительно — и тоже имеет на это Право, особенно пожив при разном политическом и экономическом строе и имея возможность сравнивать. В любом случае, думаю, мало есть людей, не только у нас в стране, но и в мире, которые не знали бы, кто такой Ленин, или относились бы к нему нейтрально. А все потому, что Ленин, говоря языком фантастов, показал человечеству параллельную временную линию, реальную и жизнеспособную альтернативу. После Великой Октябрьской социалистической революции жизнь человечества уже никогда не будет прежней. Мы, весь мир, наглядно увидели — другая жизнь, при которой, в отличие от рыночной экономики, от человека будут востребованы лучшие человеческие качества, возможна. Более того, намного более эффективна. Ведь только представьте, сколько бы освободилось ресурсов, если бы люди (не все, разумеется, а как раз те, про которых пишут, что хороших людей больше, но плохие заметнее) не воевали, не воровали, не стремились жить в совершенно безумной, нелепой, ненужной роскоши, в то время как миллионы и миллионы живут в нищете. Каких грандиозных успехов могло бы добиться в такой жизни человечество!
Собственно, до начала XX века мало кто задумывался над этими вещами всерьез. слишком много было практических вещей, которыми надо было заниматься, а проще говоря — выживать в самом что ни на есть биологическом смысле слова. Разум в абсолютном большинстве был просто приспособительным механизмом, позволившим человеку выиграть эволюционную гонку у других животных. О будущем, особенно в светлом аспекте, думать было почти не принято, или это было отнесено к области философских фантазий и утопий.
И вот Ленин и большевики показали, что как раз будущее определяет смысл настоящего. Что можно построить то будущее, которое мы захотим, и оно будет светлым и справедливым для всех. Его можно именно построить, как здание или машину, если поставить такую задачу. На мой взгляд, Ленин и большевики не просто изменили настоящее, они изменили будущее и сделали его частью сегодняшней жизни.
Коммунистические идеи за 100 лет прошли очень непростой путь — от триумфа до попытки их уничтожить и предать забвению. К Счастью, эта попытка полностью, катастрофически провалилась, чуть не похоронив нас всех под ее обломками. А идея как раз выжила и, похоже, вполне вероятно, что действительно является единственно возможной линией развития человечества.
К выкладкам Маркса, Энгельса и Ленина присоединился научно-технический прогресс, который, с одной стороны, поднял человечество на небывалые вершины, а с другой — сделал нашу землю настолько маленькой и хрупкой, что одним неосторожным движением мы можем стереть все живое на ней в порошок. Да и многие гениальные изобретения из средств, которые должны были бы улучшить нашу жизнь, превратились в прямо противоположное — например, сфера контроля за всеми сторонами человеческой жизни стала настолько тотальной, глобальной и всепроникающей, что это и не снилось большинству самых мрачных антиутопий.
Да, из нынешнего капиталистического настоящего будущее видится совсем безрадостным. То же самое, что сейчас, только намного хуже и страшнее. Одни разговоры об искусственном интеллекте чего стоят! Поработит ли он человечество или нет? Как будто мы уже на пороге создания Матрицы или «Скайнета» из фильма «Терминатор». На самом деле то, что фантасты называют «искусственным интеллектом», то есть некая форма искусственной цивилизации, не появится еще очень долго, если появится вообще. А вот создать набор алгоритмов и программ, которые будут контролировать все аспекты нашей жизни и всю техносферу, вполне реально в ближайшие годы. И в этом смысле надо бояться не «искусственного интеллекта», а человеческого, потому что у злого человека любой «искусственный интеллект» будет злой и он может обратить во зло все самые светлые и самые гениальные достижения человеческой мысли.
Если, опять же, обратиться к фантастике, которая старалась визуализировать образ будущего, то ее можно разделить на две части. одна, в основном представленная советской фантастикой, описывала мир Мечты и Светлого будущего, другая, как большинство западной фантастики, эксплуатировала страх перед будущим. Бывали, конечно, и исключения, но они лишь подчеркивали правило. Обратите внимание, как, например, в нашей и западной фантастике представлены инопланетные высокоразвитые цивилизации. В западной фантастике это такие же агрессоры и негодяи, как и нынешние, только усиленные техникой будущего. Поэтому в западной фантастике высокоразвитые цивилизации всегда развиты лишь технически, а не духовно, и всегда несут зло.
А советская фантастика, на мой взгляд, исходила из гораздо более верных допущений, и справедливость ее предсказаний мы видим уже сейчас, когда фактически за одно-два поколения мы, человечество, стали жить в настоящей антиутопии, той самой, которой так боялись все прогрессивные люди прошлого. Советская фантастика исходила из того, что будущее может быть только светлым, а всякая высокоразвитая цивилизация только доброй, потому что заполучить технические средства, позволяющие пересекать Вселенную и не уничтожить себя в войнах, могут только существа очень высокой степени духовного развития и доброты, настолько высокой, что это является их обязательными качествами.
На мой взгляд, это абсолютно справедливо. Научно-технический прогресс, как мы видим, нельзя доверить кому попало. человек со всеми расторможенными инстинктами животного (это я так выражаюсь, чтобы не оскорблять первобытных людей, многие из которых, думаю, были намного добрее нынешних натовских поджигателей войны в дорогих костюмах, галстуках и очках), вооруженный мощнейшими достижениями технического прогресса, смертельно опасен для всего человечества. Это мы видим уже сейчас, даже с той техникой, с теми средствами контроля и ведения войны, которые есть у нас сейчас. Уже те достижения прогресса, которые есть на данное время, очень опасно доверять кому попало и бросать в дикую стихию рынка и капитализма. А вы только представьте, если перейти на личности, что могут натворить деятели типа Зеленского или окружения Байдена, если получат сверхоружие!
Это только один аспект. Но есть и еще масса других сторон человеческой жизни, где бессознательная животная стихия себя исчерпала и где дальше человечеству все чаще и чаще будет требоваться системность, планирование, разумные ограничения.
Если до Октябрьской революции абсолютное большинство в мире готовы были мириться со своим положением, потому что не видели из него выхода, а вся властная мощь внушала им, что такая жизнь всегда была, есть и будет, то теперь абсолютное большинство людей как раз понимают, что по самому факту рождения они имеют Право на человеческое отношение и хотя бы на достойный минимум социальных благ. И очень многим понятно, что при нынешнем развитии производительных сил и имеющихся ресурсах вполне достойную жизнь можно было бы уже сейчас обеспечить абсолютно каждому. И если раньше для многих бедность была объективной, потому что производительные силы не могли обеспечить потребности всех, то теперь понятно, что социальных благ достаточно, а проблема лишь в их несправедливом распределении. И дальше это противоречие будет только нарастать. Решить его военно-полицейским путем, то есть создать разновидность технотронного фашизма, просто невозможно, через некоторое время такую систему просто разорвет по причинам, описанным выше.
Я не говорю сейчас об экологических, медицинских, климатических и многих других проблемах, которые человечеству предстоит решить, чтобы выжить. И все эти проблемы требуют регулирования, планирования совместных действий всего человечества и концентрации ресурсов на определенных направлениях. Это требует введения такого понятия, как «общее дело», с чем отлично были знакомы в СССР и что напрочь противоречит рыночной конкурентной стихии, где каждый за себя и всяк другого ест.
На мой взгляд, сейчас, после полученного нами — не только нашей страной, но и всем миром, опыта, в том числе и опыта последних 32 лет без СССР, совершенно очевидно, что будущее не за рыночной стихией и не за производным от нее технототалитаризмом. Будущее за справедливым и организованным обществом. Как homo sapiens сменил предыдущую версию человека, так и будущее будет за «человеком организованным», за организованным обществом. Причем уже сейчас понятно, что общество, построенное на разумных, справедливых и добрых принципах, будет гораздо прочнее и долговечнее, чем любая форма порабощения, которая будет лишь воспроизводить нынешние проблемы, пока новый виток не станет для всех фатальным и не окончится ядерной войной или глобальной катастрофой.
Всякое высокотехнологичное изделие сначала создается в форме работающей модели, на которой перед запуском в Производство выявляются недостатки и достоинства, сильные и слабые стороны. Советский Союз как раз и стал такой работающей моделью, где разрабатывались и обкатывались принципы будущего построения человечества. Модель эта показала главное — такое будущее возможно. СССР намного опередил свое время, практически все свое существование находился в неблагоприятной, крайне агрессивной внешней среде и поэтому не смог полностью раскрыть все свои возможности, но даже того, что было, оказалось вполне достаточно. Величайшие свершения в истории человечества принадлежат именно нам. И дело не в приоритете, хотя быть первыми, конечно, приятно и почетно. Дело именно в той модели общества, которая была гениально найдена и воплощена Лениным и большевиками. В той модели общества, которая станет моделью будущего.