«Хлебнула сполна»: волонтеры донецкого приюта рассказали о дважды осиротевшей хаски
У этой хаски — три имени и три судьбы. Одни хозяева бросили ее с опаленной шерстью в разрушенном Мариуполе. Она искала пищу на помойках, была крайне истощена. Вторые хозяева погибли при массированном обстреле ВСУ продуктового рынка в микрорайоне Текстильщик в Донецке. Собака снова осиротела. Волонтеры донецкого приюта рассказали о том, что довелось пережить Сандре-Тикси-Трикси, и как она в третий раз обрела дом.
фото: Соцсети
Хозяйку донецкого приюта Ирину Волик и ее помощников знают многие. Когда на окраинах Мариуполя, Новотроицкого, Волновахи еще шли бои, они, рискуя жизнью, вызволяли из развалов домов осиротевших домашних животных. У собак и кошек были минно-осколочные ранения, шрамы на голове, поранены лапы, обожжены бока. Кто-то оглох от разрывов снарядов. Волонтеры вместе с ветеринарами лечили, выхаживали животин, а потом пристраивали их в семьи.
— 7 мая 2022 года, когда мы в очередной раз приехали в Мариуполь, на одной из мусорных свалок увидели очень тощую хаски, — рассказывает сотрудница приюта Виктория. — никто из людей, кто ютился в подвалах поблизости, не знал, чья это собака. Учитывая сложившуюся на тот момент эпидемиологическую обстановку в городе, мы решили забрать собаку. Откормили ее, стерилизовали и выставили на нашей странице в соцсети пост, что девочка-хаски ищет дом.
А вскоре в приют обратились люди, которые сообщили, что, скорее всего, это их собака.
— Хаски была клубной собакой, на животике, в паху, у нее стояло клеймо — татуировка. Хозяева назвали номер, он совпал с тем, что был на метке у хаски. Так выяснилось, что собаку зовут Сандра. Ее хозяева рассказали, что вынуждены были выехать за пределы Мариуполя, хаски с собой взять не могли. Они обосновались в одном из российских городов. Обещали, что как только решат свои проблемы, заберут Сандру к себе. Ориентировочно сказали, что приедут за ней в июле.
Когда в приюте в начале августа связались с хозяевами хаски, они сказали, что сами живут «на птичьих правах» и у них нет возможности забрать собаку.
— Хаски за то время, что жила у нас, набрала вес, превратилась в настоящую красавицу. Мы сказали, что будем пристраивать Сандру в добрые руки. У нас в приюте не было свободных мест, мы достаточно много животных привезли из Мариуполя.
Виктория рассказывает, что к выбору новых хозяев для Сандры, они подошли очень ответственно.
— Так получилось, что те, кто готов был приютить Сандру у себя, нам либо не нравились, либо не внушали доверия. Сандра задержалась у нас до октября. В это время к нам обратились наши хорошие знакомые — Элла с Алексеем. Сказали, что хотят взять собаку из приюта. У них был частный дом, большой двор. Это были очень надежные люди, благополучные.
Когда Элла с Алексеем увидели Сандру, они просто влюбились в нее. И забрали хаски к себе.
— Мы постоянно были с ними на связи. У Эллы с Алексеем был очень серьезный подход к животным. Это касалось и здоровья, и их воспитания. Собака была взрослая, многое в жизни испытала, и голод, и бомбежки, к ней нужно было найти особый подход. Мы все вместе это обсуждали.
Алексей дал хаски имя Тикси.
фото: Соцсети
— Он в свое время служил в армии в Якутии, в арктическом поселке Тикси. Его очень впечатлил этот суровый край с морем Лаптевых. А, учитывая, что к ним попала собака, выведенная чукчами северо-восточной части Сибири, он решил назвать ее Тикси.
Год спустя, как рассказывает Виктория, хозяева и Тикси настолько хорошо понимали друг друга, что Элле с Алексеем казалось, что собака читает их мысли. Супруги были уверены, что Тикси послана им судьбой.
— Они очень любили и холили свою девочку. И по возможности помогали нашему приюту финансово.
А 21 января случилась страшная трагедия. Киевские нацисты прицельно ударили американскими кассетными боеприпасами по продуктовому рынку в микрорайоне Текстильщик в Донецке. Погибли 28 мирных жителей. Среди которых были и Элла с Алексеем.
Это был воскресный день, на рынке было многолюдно. ВСУ специально били из самоходных установок по скоплению людей. Там творился ад. Торговые палатки горели, люди кричали, повсюду была <span class="wp-tooltip" title="внутренняя среда организма…
— Элла и Алексей погибли на месте. У Эллы были теплицы, она выращивала рассаду, овощи, а попутно и грибы. После Нового года она решила продать немножечко грибов, будь они не ладны. Только они с Лешей приехали на машине, разложили товар, как начался обстрел. Кассетные боеприпасы ведь накрывают большие площади. Они оказались в зоне поражения.
У Эллы остались пожилые родители, которым уже за 80 лет. Они оба болеют. Справиться с такой крупной, подвижной собакой, как Тикси, они уже были не в состоянии. У Алексея вообще никого из родных не осталось. Хаски снова осиротела.
— И мы приняли, на наш взгляд, единственно правильное решение, найти собачке новую семью.
Видео, где хаски возвращается в приют, невозможно смотреть без слез. девочка покорно идет за сотрудниками в тесный вольер. Сидит, доверчиво смотрит на людей, когда за ней запирают решетчатую дверь…
— информацию о Тикси мы разместили на нашей странице в соцсети. администратор, которая писала пост, допустила опечатку. Так наша девочка Тикси стала фигурировать как Трикси. Мы люди суеверные, не стали ничего менять. Подумали, если изменилась кличка собаки, то, может быть, изменится к лучшему и ее судьба.
История хаски Трикси потрясла многих.
— Мы получили много откликов. Было много желающих приютить Трикси у себя. Мы очень щепетильно отнеслись к выбору новых хозяев для хаски. Ошибиться было нельзя. Собачка и так уже хлебнула сполна… Кто-то хотел забрать ее в квартиру. У кого-то была одна собака, и они решили взять еще и Трикси. Очень не просто было определиться с тем, кому можно доверить Трикси.
В результате, как говорит наша собеседница, они решили передать хаски девушке из Енакиево.
— Во-первых, она очень хорошо знает эту породу. У нее жила хаски. Во-вторых, у нее свой дом в более-менее тыловом городе. Кроме того, она тесно общается с волонтерами, помогает приютам. Можно сказать, одна из нас. Она хорошо знает, что такое взять собачку из приюта.
Два дня назад Трикси уехала в городок Енакиево, который расположен в 40 минутах езды от Донецка.
Но в приюте остается еще около 450 животных. Волонтеры надеются, что для каждого бездомного «хвостика» найдется любящий хозяин и родительский дом. Также донецкому приюту остро необходимы корма и медикаменты.