Прорыв в исследованиях: в Турции нашли место захоронения древних ценителей пирсинга
Археологи в Турции обнаружили новаторские доказательства, связывающие доисторический пирсинг на лице с телами людей, которые его носили. Подобные находки обнаруживались исключительно у взрослых представителей эпохи неолита. Ученые полагают, что это было связано с изменением социального статуса.
фото: ru.wikipedia.org
Личные украшения, в том числе предметы, похожие на серьги, которые, как считается, носили в качестве пирсинга, были зарегистрированы у народов эпохи неолита или позднего каменного века во многих местах Юго-Западной Азии. Но ни один из предметов, интерпретируемых как пирсинг, ранее не был напрямую связан с частями тела, на которых его могли носить.
Теперь анализ раскопок на археологическом памятнике Бончуклу Тарла на юго-востоке Турции выявил захоронения, в которых были обнаружены украшения для пирсинга, расположенные возле ушей и рта обитателей могил.
В Бончуклу Тарла хоронили людей всех возрастов, но вновь описанные украшения были найдены только с останками взрослых, уточняет CNN. Это говорит о том, что такие украшения дети не носили, и, согласно исследованию, приобретение такого пирсинга могло быть ритуалом совершеннолетия внутри определенных социальных групп.
Существуют и другие свидетельства ритуалов «празднования» совершеннолетия в эпоху неолита. например, захоронения, в которых тело украшают определенными артефактами, «или размещение умершего в определенных местах, предписанных для определенной возрастной группы», — заявил антропологический археолог Душан Борич. Однако, по словам Борича, невозможно вспомнить другие столь же убедительные примеры, как нынешний.
Охотники-собиратели занимали Бончуклу Тарла примерно с 10 300 года до н.э. по 7100 год до н.э., когда люди начали отходить от кочевого образа жизни и образовывать поселения.
Впервые раскопки на этом месте были проведены в 2012 году. С тех пор здесь было найдено множество декоративных предметов периода неолита: на сегодняшний день обнаружено около 100 тысяч декоративных артефактов. Эту цифру доцент кафедры археологии Университета Анкары в Турции Эмма Л. Байсал назвала ошеломляющей.
«количество просто невероятное. Это место людей, которые просто обожают украшения больше, чем любые другие люди того времени. У них было огромное количество бус, и они делали из бус сложные вещи, в том числе ожерелья, браслеты, подвески в форме животных и украшения, которые можно было пришивать к одежде», – делится поражающими данными Эмма Байсал.
Они также изготавливали украшения для пирсинга ушей и губ. Лабреты, которые до сих пор носят в некоторых культурах Амазонии и Африки, бывают самых разных форм: округлые, продолговатые и дискообразные. Некоторые из них длинные и тонкие, но у большинства один конец шире и сплющен, и они различаются по диаметру и ширине.
Ученые идентифицировали 85 предметов из захоронений Бончуклу Тарла как украшения для пирсинга, изготовленные из таких материалов, как кремень, известняк, медь и обсидиан. Исследователи разделили лабреты на семь типов в зависимости от формы: все они имели диаметр не менее 7 миллиметров, а самый большой — чуть более 50 миллиметров в длину.
Согласно исследованию, украшения, описанные как Тип 1, имели длинные стержни и «похожи на гвозди». вероятно, их носили в ушах.
Удлиненные типы 2, 4 и 6 также считались ушными украшениями. Для сравнения, губные лабреты типов 3 и 5 имели более короткие и выпуклые стержни. Тип 7, уплощенный диск, также считался разновидностью губного пирсинга.
Хотя детей хоронили с подвесками и бусами, ни у кого из них не было ушных или губных украшений.
«Наверное, это что-то связанное со взрослением. Может быть, это своего рода социальный статус, связанный с возрастом, или определенная роль в обществе», – уточняет Байсал.
Для археологов, которые работают над тем, чтобы собрать воедино то, как доисторические народы представляли себя друг другу и внешним группам, пирсинг и другие виды украшения тела «являются абсолютно лучшим источником информации, которую мы имеем о людях этих периодов».
Эта форма самовыражения может корениться в мифологии традиционных обществ, добавил Душан, в которой «особый жанр мифов связан с происхождением украшений, предполагая фундаментальную важность украшения тела как акта, выходящего за рамки чисто эстетических соображений»: «Ношение телесных украшений могло быть скорее актом построения и защиты личности».
То есть, это не просто элементы повседневной жизни. «Когда вы надеваете серьги, вы не можете видеть их сами. Вы делаете это не для себя. Вы делаете это ради того, чтобы проецировать себя на других людей. И я не думаю, что ситуация изменилась за все эти тысячи лет. Это способ, которым мы можем идентифицировать себя с людьми из прошлого и думать: «Ну, на самом деле они очень похожи на нас», – заключила Эмма Байсал.