Школам предложили объединить историю и обществознание в один госэкзамен
Помощник президента РФ, историк Владимир Мединский выступил с идеей объединить на госэкзаменах, едином (ЕГЭ) и основном (ОГЭ), историю и обществознание. Такое предложение председатель Российского военно-исторического общества и автор новых школьных учебников по истории озвучил на встрече с «профильными» учителями и преподавателями политологии.
фото: Евгений Семенов
По мнению Мединского, такое экзаменационное объединение «позволит сохранить предмет», то есть обществознание, в школе. А то «многие сотрудники министерств и ведомств» вознамерились «ликвидировать (предмет) как вредный».
«В конечном итоге, в идеале, на мой взгляд, хорошо бы нам сделать единый ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию, — сказал госсоветник. — Просто добавить вопросы, связанные с обществознанием».
Такая «история с обществознанием» случилась потому, что в феврале этого года Минпросвещения выступило с инициативой, а затем и с проектом приказа, меняющим структуру и программу обществоведения в школе. Предмет отныне предложено преподавать с 9-го по 11-й классы (раньше начинался с 6-го класса). Кроме того, дисциплину урежут по часам, отведя в 9-10-м классах на обществоведение всего час в неделю (в 11-м классе два часа). Начинание получило одобрение и в парламенте.
далеко не все в школах оказались довольны таким решением. Прежде всего старшеклассники, которые традиционно выбирают обществоведение как дополнительный предмет на ЕГЭ. С таким «допом» можно потом поступать на широкий диапазон специальностей — от гуманитарных, экономических, управленческих и юридических до направлений IT и инженерии.
В прошлом году дополнительный единый госэкзамен по обществознанию сдавали 46% выпускников. В 2024-м процент не называли, но известно, что обществознание возглавило тройку лидеров «допов» на ЕГЭ (следом информатика и биология). Это даже после того, как в начале года задания и вопросы по ЕГЭ подверглись довольно серьезным изменениям.
Да и учителя, что говорить, не обрадовались. Обычно историки сдают на вторую квалификацию, «обществознание», и имеют две нагрузки. А почасовую систему оплаты для учителей никто не отменял: теряешь часы – теряешь и деньги. Кроме того, существуют педагоги-обществоведы как таковые, которые с внедрением нового подхода вообще останутся без двух третей заработка.
правда, школам уже пообещали, что выпускники от пересмотра дисциплины не пострадают. Мол, все девятиклассники, которые тоже любят брать обществоведение по выбору на ОГЭ, только обрадуются облегчению свой задачи. Им сулят «практико-ориентированную подачу материала», что на экзамене «трудностей не повлечет».
Если ведомственный приказ заработает, то преподавание обществознания по-новому начнется школах с 1 сентября 2025 года.
— Самое интересное, что в законе «Об образовании», где прописаны правила итоговой аттестации, нет ничего, что бы противоречило идее объединения предметов, — говорит методист, преподаватель Анастасия Гордеева. — В законе говорится об образовательных программах, порядке проведения итоговой аттестации, о контроле… ничего о том, что нельзя взять и соединить, сдавая программу двух школьных курсов в рамках одного экзамена. Просто потому, что такое никому в голову не приходило.
Конечно, это будет сложно и вряд ли вообще возможно, организовать такое «два в одном». Хотя бы потому, что две экспертные комиссии по подготовке КИМов (контрольно-измерительные материалы — экзаменационные задания) должны договориться… А если серьезно, то есть целая технология разработки и утверждения КИМ, там жесткие требования. Такие серьезные вещи, с упоминанием дидактических единиц, валидности материалов и апробации, следования образовательным стандартам и прочее. Если проще, то вначале идет этап заявок, сверок, утверждения экспертами, взаимодействие ведомств. Потом обсуждение и обкатка профсообществами, потом еще общественное обсуждение. По скромным подсчетам, окончательная выработка и утверждение «новых заданий по экзамену» занимает 5-7 лет. Только если опустить все это…
А если «по протоколу», представьте, какую сложность вызовут КИМы сразу по двум предметам, истории и обществознанию. Программы по обоим меняются и пересматриваются. Так что еще и неясно, с чем сверять, чему соответствовать. По сути, это же невиданная раньше в нашей системе образования коллаборация предложена. быстро и легко соединить историю с обществознанием для сдачи госэкзаменов, ОГЭ и ЕГЭ, не получится.