Беспилотная философия: инструктор рассказал, как «судоплатовцы» готовят операторов дронов
революция в военном деле, которую устроила беспилотная техника, привела к тому, что в войсках одной из наиболее востребованных военных специальностей стал оператор по управлению беспилотными летательными аппаратами. В войсках их называют дроноводами, или «птичниками». Чем выше квалификация такого специалиста, тем более эффективным оружием становится беспилотник. И потому вопрос качественной подготовки операторов – один из основных для командира.
фото: Лина Корсак
Корреспондент «МК» пообщалась с инструктором школы операторов беспилотных летательных аппаратов батальона Судоплатова и узнала, какая первоочередная задача стоит перед специалистами, в чем методические особенности обучения, а также кто может попасть на учебу и сколько времени требуется, чтобы сделать из новичка полноценную боевую единицу.
Мой собеседник – заместитель командира взвода беспилотных летательных аппаратов батальона имени Судоплатова. Позывной – «Философ». молодой человек рассказывает, что решил отправиться на борьбу с укронацизмом практически в самом начале СВО. Начал искать подразделение и специальность, где пригодилось бы его умение работать головой и руками. Случайно наткнулся на информацию о наборе на обучение управлению беспилотниками. решил попробовать. Поехал в Тверь, прошел полный курс подготовки и понял, что это его. сразу же после обучения ему предложили отправиться в зону СВО, чтобы открыть там школу по обучению операторов беспилотников.
– Организовались с единомышленниками, инвестор нас снабдил всем оборудованием, – рассказывает доброволец. – Приехали в зону спецоперации, открыли школу и начали проводить занятия с военнослужащими.
«Философ» признается, что количество желающих научиться управлять «птичками» было огромным. Учили, параллельно накапливали инструкторский опыт. Вскоре он узнал про батальон Судоплатова, который на тот момент успешно отбивал атаки противника на Запорожском направлении. Познакомился с «Шаманом» – командиром отряда, и понял, что это именно то подразделение, где хотел бы проходить службу.
– Я осознавал, что в профессии необходимо развиваться дальше. Чтобы учить других, нужен опыт реальной боевой работы. Придя в отряд и поработав на линии боевого соприкосновения, я понял, что теперь могу больше дать обучаемым, поскольку появились знания, которые будут полезны ребятам.
фото: Лина Корсак
«Философ» считает, что в мире беспилотной авиации все взаимосвязано. Работа должна вестись в комплексе: и разведка, и огневое поражение. К примеру, тот же FPV-дрон или беспилотник-камикадзе не могут работать без разведки. Соответственно, первоочередная задача, которая стоит перед «птичниками», – это выявление объектов противника. Для этих целей используются либо «крыло» – беспилотник самолетного типа, способный заходить в глубокий тыл врага, либо коптеры вроде DJI или Autel, которые тоже очень хорошо себя проявили на фронте.
– Кто может попасть на обучение и как проходит учебный процесс? – интересуюсь у моего собеседника.
– К нам может попасть любой желающий. Очень важна именно мотивация. Если человек сам хочет освоить эту сферу, то мы его обучим, и он сможет найти себя в батальоне. У кого-то больше способности к объективному контролю, мониторингу, то есть он может длительное время, не теряя внимания, следить за монитором. У другого лучше получается пилотировать дрон. Третий – прирожденный взрывотехник. Ну, а кто-то лучше других может собирать дроны, паять, настраивать, ремонтировать, обслуживать. Поэтому, если человек вовлечен, заинтересован, то мы найдем ему место там, где он будет получать удовольствие от своей работы.
По словам «Философа», базовый курс обучения длится порядка десяти дней. Он может быть увеличен в зависимости от уровня подготовленности слушателя. Если же у бойца уже есть навыки работы с дронами, он понимает устройство и принципы действия коптера, то, соответственно, время обучения сокращается.
В группах те, кто уже освоил материал, помогают инструктору, подтягивают «однокурсников». Главная отличительная черта беспилотной школы «судоплатовцев» – в том, что она находится в непосредственной близости к линии боевого соприкосновения. Это позволяет не возить людей на передовую, а обучать их сразу практически в тех условиях, в которых им предстоит потом работать.
фото: Лина Корсак
После изучения теории и практических полетов проводится боевое слаживание, когда будущим специалистам показывают, как именно ведется боевая работа. Это помогает им избежать грубых ошибок, которые в будущем могут стоить здоровья и жизни.
Еще один важный фактор, по мнению «Философа», который влияет на восприятие обучаемыми учебного материала, – осознание того, где человек находится. Оно помогает сосредоточить его внимание на тех навыках, которые нужны непосредственно в зоне боевых действий.
– Могут ли бойцы из других подразделений обучаться у вас?
– Да. Мы можем обучить ребят из других полков, дивизий – разницы нет. Алгоритм прост: руководство подразделения должно обратиться к нашему командиру отряда с просьбой подготовить расчеты. Далее в порядке графика их ставят в очередь. Параллельно будущим слушателям отправляется информация, которую необходимо освоить до начала учебного процесса, чтобы они прибыли уже с какой-то базой знаний и сэкономили как свое время, так и время наших инструкторов. Дальше начинаются интенсивная работа и оттачивание навыков. количество обучаемых у нас ограничено материально-технической базой и помещением. В среднем в одном потоке – порядка двадцати человек.