Гайка Джанибекова и влияние политики ЦБ на экономику: Россию предупредили о кризисе
Высокая ключевая ставка должна была обуздать рост цен за счет охлаждения экономики. Однако И не отступает, а Экономика не спешит охлаждаться вопреки жесткой денежно-кредитной политике регулятора. На прошлой неделе представитель крупного госбанка рассказал об этом неожиданном факте, сравнив его с эффектом космонавта Владимира Джанибекова. Прокомментировала это явление и глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции после решения Совета директоров регулятора не менять ключевую ставку. О том, как на благосостоянии россиян может отразиться явление, замеченное в космосе, «МК» выяснил у начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего.
— Что такое эффект Джанибекова и почему о нем вспомнили в связи с ситуацией в российской экономике?
— В 1985 году советский космонавт Владимир Джанибеков во время полета на станции «Салют-7» распаковывал груз, закрепленный с помощью гаек-барашков. Дело происходило, естественно, в невесомости. Откручивая гайки, он заметил нечто странное: вращающаяся гайка летела в определенном направлении, при этом она переворачивалась на 180 градусов, а затем, через несколько секунд, переворачивалась вновь, продолжая лететь в том же направлении. Так она и кувыркалась с постоянной частотой, без какого-либо внешнего воздействия. В курсе теоретической механики содержится теорема промежуточной оси, иначе называемая теоремой теннисной ракетки, объясняющая этот эффект. Известен этот результат с 1834 года. Но теоретическую механику преподают на 2-ом курсе физфака, а Джанибеков отучился на физфаке Ленинградского университета только год и затем ушел в военное училище. Соответственно, понять причину такого загадочного поведения гайки он не мог. Однако забавнее всего то, что военные, также не поняв причины явления, тут же его засекретили на 10 лет! Видимо, собирались использовать этот эффект в космических войнах.
— И как это связано с российской экономикой?
— На прошлой неделе Интерес к эффекту Джанибекова внезапно вырос. 25 апреля первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов, выступая перед журналистами, уподобил эффекты от влияния денежно-кредитной политики ЦБ РФ на экономику России с эффектом Джанибекова — кувырками гайки в космосе. Он с сожалением отметил, что ставка 16% не является достаточно охлаждающей в экономике, которая двигается «по-прежнему в сторону очень высоких темпов роста». По его мнению, Центральный <span class="wp-tooltip" title="кредитно-финансовая организация которая сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады) предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов ссуд) посредничает во взаимных платежах и расчетах межд находится в дилемме: он не может поднять ставку с 16%, он достаточно много дал сигналов, что это максимум.
На следующий день, 26 апреля, это сравнение уже обсуждалось на пресс-конференции ЦБ РФ по ключевой ставке. Сравнение, конечно, так себе — все-таки гайка в космосе кувыркается со строгой периодичностью и переворачивается каждый раз ровно на 180 градусов, чего явно не скажешь об экономике России.
— Так в чем тогда выражается справедливость данного сравнения?
— Тут скорее схвачено именно то обстоятельство, что российская Экономика ведет себя непредсказуемо, в том числе и для регулятора, демонстрируя рост несмотря на его жесткую денежно-кредитную политику. Экономика разогревается, несмотря на охлаждающее давление со стороны регулятора, несмотря на высокую ключевую ставку 16%, которая должна была затормозить деловую активность. Понятно, что ничего удивительного тут нет, ведь жесткая денежно-кредитная Политика ЦБ сопровождается мягкой фискальной (то есть бюджетной — прим.ред.) политикой Минфина, огромными вливаниями госсредств в экономику в форме госзаказа. Да и высокая цена нефти способствует росту российской экономики вопреки ужесточению санкций. Продолжая эту аналогию, после наблюдаемого неожиданного кувырка вверх, можно ожидать кувырка вниз. А он, несомненно, будет. вопрос в том, когда и насколько жестким.
— И когда же он будет?
— Рост экономики и зарплат связан преимущественно с огромными бюджетными вливаниями, которые отражаются и на рынке труда, и на доходах населения. Однако этот праздник невиданной щедрости закончится, когда «кубышка» (ликвидная часть Фонда национального благосостояния) опустеет. Тогда эффект Джанибекова может сработать по полной программе: Экономика без щедрых вливаний бюджета резко охладится и «кувыркнется» вниз. Подобного сценария хотелось бы избежать.