Астрофизики впервые увидели процесс поглощения звезды черной дырой «в прямом эфире» - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Наука » Астрофизики впервые увидели процесс поглощения звезды черной дырой «в прямом эфире»

Пробуждение сверхмассивной черной дыры в созвездии Девы впервые зафиксировала, почти «в прямом эфире», международная группа ученых Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). свет черной дыры, которая в миллионы раз превышает массу нашего Солнца, озарил почти всю галактику SDSS1335+0728 и стал доступен нашим телескопам. О причинах такой небывалой активности, а также о том, что было бы, если подобное случилось в нашей галактике Млечный Путь, рассказал кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ Владимир СУРДИН.

Астрофизики впервые увидели процесс поглощения звезды черной дырой «в прямом эфире» Такой увидел «зажженную» черной дырой галактику художник. фото: eso.org.

Галактика SDSS1335+0728, расположенная на расстоянии 300 миллионов световых лет от Земли, засияла ярче прежнего (в рентгеновском диапазоне) еще в конце 2019 года. Чтобы понять, что с ней произошло, астрономы всего мира сразу развернули на нее свои космические и наземные телескопы, включая VLT ESO. В опубликованной 18 июня 2024 года статье ученые пришли к выводу, что стали свидетелями никогда ранее не наблюдавшихся изменений в галактике. Самое вероятное предположение — она засияла в результате внезапного пробуждения массивной черной дыры в ее ядре.

«Представьте, что вы наблюдаете далекую галактику в течение многих лет, она всегда казалась спокойной и не активной… — комментирует открытие Паула Санчес Саес, астроном ESO в Германии и ведущий автор статьи. – внезапно ее ядро начинает демонстрировать резкие изменения яркости, в отличие от любых типичных событий, которые мы видели раньше».

Авторы не скрывают удивления от того, как долго это ядро остается активным. Дело в том, что во всех известных случаях черные дыры начинают светиться ярче либо в момент своего образования от взрывов сверхновых звезд, либо из-за «поедания» находящихся поблизости объектов (когда приливные силы приводят к их разрыву). Но во всех случаях изменение блеска длится всего несколько десятков или, самое большее, несколько сотен дней.

В данном же случае SDSS1335+0728 продолжает становиться ярче и сегодня, спустя более четырех лет после того, как ее впервые увидели «включившейся».

Мало того, астрономы зафиксировали гораздо больше света в ультрафиолетовом, оптическом и инфракрасном диапазонах по сравнению с данными 2019 года!

«Такое <span class="wp-tooltip" title="Целеориентированная активность животного организма служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности животного организма над которыми надстраиваются исполнительные действия служащие беспрецедентно», — говорит Санчес Саес.

— Мы знаем, что черные дыры время от времени становятся активными, – чаще всего из-за «пожирания» попавших в сферу их притяжения звезд, – говорит Владимир Сурдин. – Уникальность данного случая состоит только в том, что мы увидели свет падающего в дыру нагревающегося вещества почти в режиме реального времени.

– С чем может быть связано не затухание, а усиление свечения со временем?

– Ответить точно на этот вопрос пока нельзя, – надо пронаблюдать эту галактику в течение десятка лет, – тогда станет ясно. А вообще, чем крупнее черная дыра, тем медленнее вокруг нее все происходит, – это доказано. Если она что-то захватила, то это «что-то» будет очень долго летать вокруг нее, возможно, наращивая свечение по мере разрушения.

— Подсветка галактики при этом в видимом диапазоне существует?

— Конечно. Причем активное ядро сияет оптическими лучами и освещает не только свою, но и соседние галактики. Так, например, происходит в созвездии Персея, где одна черная дыра сияет так, что тысячи других галактик, живущих вокруг нее, «чувствуют» ее активность.

– А как эту активность можно было бы почувствовать нам, если представить, что мы оказались в одной из тех соседних галактик?

— Визуально мы могли бы видеть ее в виде обычной звезды на небе.

– А если завтра это произойдет в центре нашей Галактики?

— У нас есть свой центр Галактики в виде черной дыры под названием Стрелец А*. Это сверхмассивная дыра, составляющая четыре миллиона масс Солнца. Она не самая крупная во Вселенной, – можно сказать – «средней упитанности». В рентгеновских лучах она немного видна, но не в оптике.

Если бы она решила «плотно пообедать», то и тогда глазами мы не увидели бы этого процесса. Дело в том, что наша Солнечная система расположена в диске Галактики, а в нем очень много облаков пыли и газа, которые довольно хорошо экранируют от нас то, что происходит в центре. Так что своеобразный «фонарь», зажгись он завтра в небе, мы могли бы «разглядеть» только в рентгеновском или радиодиапазонах.

– А в прошлом у Стрельца А* было «пиршество»?

— Порядка ста тысяч лет назад эта черная дыра была очень активна, – мы это замечаем только теперь.

– Каким образом?

— От нее до сих пор во всех направлениях разлетаются ошметки горячего, но постепенно затухающего газа.

— То есть ее прошлое мы знаем, а как с настоящим?

несколько лет назад астрофизики сфотографировали постоянный аккреционный диск (свечение на границе с горизонтом событий дыры. — Авт.) с запаздыванием  на 26 тысяч лет (столько идет от нее свет до нас). Можно сказать, что по космическим меркам это и есть ее настоящее нашего Стрельца А*.