Проблему адаптированности текстов учебников к возрасту и когнитивным способностям школьников разных классов изучают сотрудники Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. Они создали инструмент для определения уровня читабельности текстов на основе длины слов, предложений и других характеристик.
По мнению многих специалистов, большая часть учебников, предлагаемых школам Министерством просвещения, обладают завышенной сложностью и, соответственно, низким индексом читабельности. В итоге несоответствие сложности учебников и уровня восприятия школьников часто приводит последних к демотивации и просто нежеланию читать книги.
Как сообщили «МК» в Минобрнауки России, специалисты КФУ создали программу «Рулингва», с помощью которой можно оценить тот или иной текст в зависимости от набора его многочисленных параметров.
По словам руководитель проекта, профессора Марины Солнышкиной, сложность текстов зависит от когнитивной и лингвистической составляющих. Причем вторая, как и первая, должна соответствовать психофизиологическим способностям школьников, но на практике мы это видим далеко не всегда.
В программу по оценке индекса читабельности разработчики ввели такие параметры текста, как длина предложения, количество существительных в родительном падеже, глаголы будущего времени, коэффициент отношения глаголов к существительным и лексическая частотность.
— Два основных параметра, влияющих на степень читабельности, – это длина слов и длина предложений, – поясняет Марина Солнышкина. – Допустим, в учебниках по обществознанию наша программа насчитала в среднем по 38 слов в предложении. Если там еще встретится 4-5 сложных слов, то детям, даже восьми- и девятиклассникам, будет сложно удерживать смысл прочитанного в рабочей памяти до конца предложения.
Ученые дополняют систему, измеряют цифрой не только длину предложений, но и коэффициент отношения глаголов к существительным. Если действия в тексте мало, он, как правило, воспринимается ребенком труднее.
– Особенность восприятия текстов детьми разных возрастов зависит также от степени связанности предложений, – поясняет профессор. – Она должна быть достаточно высокой, чтобы юный читатель не терял нить повествования. например: «Вася пошел в школу. Красивая школа ему нравится». Тут мы видим повтор одного и того же слова «школа». слишком часто его использовать нельзя, но и использование большого количества его замен тоже не пойдет на пользу, иначе текст будет очень сложен для восприятия.
– Используя нашу методику, в рамках работы над проектом нам удалось проанализировать все школьные учебники 1–8 классов, за исключением тех, которые созданы в соответствии с новым ФГОС, – говорит Солнышкина. – В результате мы пришли к выводу, что тексты большинства имеют повышенную сложность. Так, например, учебник «Информатика и ИКТ» для 1 класса имеет индекс читабельности 2,98, то есть может быть рекомендован только учащимся 3 класса.
Специалисты надеются, что в будущем их разработка пригодится в школе для проведения лингвистической экспертизы всей учебной литературы перед её использованием.
Перед завершением действия программы льготной ипотеки банки одобрили гражданам 176,6 тыс. жилищных кредитов на сумму…
Ставшее притчей во языцех неадекватное <span class="wp-tooltip" title="Целеориентированная активность животного организма служащая для осуществления контакта…
С новым способом мошенничества столкнулись на днях российские актеры. Махинаторы писали им от имени Гоши…
В 1181 году на небе в созвездии Кассиопеи появилась новая звезда, которую сейчас астрономы называют…
Областной минздрав предупреждает: купание в подмосковных водоемах может быть опасно для вашего здоровья, особенно в…
Правительство России продлило запрет на экспорт риса и рисовой крупы — теперь до конца 2024…
This website uses cookies.