Выявлена связь между ночными кошмарами и развитием деменции в среднем возрасте
Согласно исследованию, представленному на 10-м конгрессе Европейской академии неврологии EAN 2024 в Хельсинки, тревожные и кошмарные сны у людей среднего и пожилого возраста могут указывать на более высокий риск снижения когнитивных способностей в будущем и развития деменции.
фото: unsplash.com
Нейробиолог Абидеми Отайку с коллегами исследовали, связаны ли тревожные и кошмарные сновидения со снижением когнитивных способностей и деменцией у людей, не страдающих болезнью Паркинсона. В анализ были включены 605 взрослых среднего возраста из исследования «Средний возраст в Соединённых Штатах Америки», за которыми наблюдали более 13 лет, а также 2600 пожилых людей из исследования «Остеопоротические переломы у мужчин» и исследования остеопоротических переломов, за которыми наблюдали более семи лет.
Ученые обнаружили, что по сравнению со взрослыми среднего возраста, которые сообщили об отсутствии тревожных снов в начале исследования, у тех, кто сообщал о еженедельных тревожных снах, риск снижения когнитивных способностей был в четыре раза выше. Риск развития деменции у пожилых людей более чем удваивается.
«Ночные кошмары имеют очень тесную связь со многими заболеваниями головного мозга и другими патологиями, и я твердо убежден, что о ночных кошмарах следует чаще спрашивать врачей», — заявляет Отайку.
Это исследование продолжает предыдущее, анализируя подгруппу респондентов, у которых были доступны генетические данные, основанные на анализах крови, образцах слюны и семейном анамнезе, чтобы определить, оказали ли они какое-либо влияние на предыдущие результаты.
«Мы обнаружили, что после учета генетических факторов связь между тревожными сновидениями и снижением когнитивных способностей и деменцией оставалась устойчивой, — рассказывает Отайку в интервью Medscape Medical News. — Мы также нашли, что не было существенной связи между частотой тревожных сновидений и генетическими факторами ни в одной возрастной группе».
Учитывая, что лекарства от болезни Альцгеймера или других видов деменции не существует, «важно выявлять людей на ранней стадии, прежде чем у них появятся совпадение, чтобы они могли воспользоваться модифицирующими <span class="wp-tooltip" title="заболевание — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности препаратами, когда они доступны, и профилактическими стратегиями».
По его словам, необходимы будущие исследования, чтобы определить, может ли целью которого является облегчение тревожных сновидений помочь замедлить снижение когнитивных способностей или предотвратить деменцию.
В ответ на вопрос аудитории о расстройстве поведения во время быстрого сна, Отайку указывает, что у исследователей нет данных по этому поводу, но добавил, что, по его мнению, маловероятно, что это объясняет связь между плохими сновидениями и слабоумием. Он отметил, что расстройство поведения в фазе быстрого сна встречается очень редко и поражает менее 0,05 процента населения в возрасте 50 лет и старше. Кроме того, нейробиолог подчеркнул, что было проведено одно исследование, посвященное расстройству поведения в фазе быстрого сна и деменции, которое показало, что это расстройство не предсказывает снижение когнитивных способностей. По словам Отайку, в одном из его исследований есть данные о диагностированных нарушениях сна, которые показали, что даже когда все участники с диагностированным нарушением сна были исключены, связь между ночными кошмарами и риском развития деменции оставалась устойчивой.
«Таким образом, кажется маловероятным, что расстройство поведения в фазе быстрого сна объяснило эту связь», — считает ученый. Отайку отметил, что его команда также сделала поправку на нервно-психические расстройства, такие как тревога, <span class="wp-tooltip" title=" Психопатологический синдром Характеризуется состояниями заторможенности психической деятельности и аффективной сниженности Крайней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор когда полностью отсутствуют дв и <span class="wp-tooltip" title="неспецифическая общая реакция организма на воздействие, и все же связь между ночными кошмарами и риском развития деменции оставалась четкой. Аналогичным образом, они сделали поправку на использование лекарств, включая антидепрессанты, бензодиазепины и снотворные, и обнаружили, что это также не объясняет повышенный риск развития деменции.
«Предположительно, деменция с тельцами Леви была бы одной из самых сильных ассоциаций, но, учитывая, что она составляет менее 5 процентов диагнозов в обществе, вполне вероятно, что последствия могут быть применимы и к болезни Альцгеймера, а предыдущие исследования показали, что ночные кошмары чаще встречаются при болезни Альцгеймера в определенные периоды времени», — заключил он.
Невролог Себастьян Энгельборг прокомментировал результаты исследования. По его словам, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания»>лечение симптомов, связанных со сном, не снижает риск развития деменции. Нарушение сна часто является первым, ранним проявлением нейродегенерации, которое может быть причиной развития слабоумия.