Сканирование мозга выявило причины покраснения щек у людей
Новое исследование предполагает, что основной причиной покраснения является скорее повышенное чувство самосознания или ощущение того, что на человека смотрят или выставляют напоказ его действия, а не какие-то когнитивные вычисления того, что люди думают о других.
фото: Global Look Press
Благодаря группе из 40 подростков и 20-летних девушек, которые посмотрели видеозапись, на которой они поют в караоке, лежа в аппарате магнитно-резонансной томографии, ученые смогли сделать вывод, что «стыдливая краснота» на щеках появляется не всегда из-за стыда.
Ещё в 1872 году Чарльз Дарвин описал покраснение как «самое своеобразное и самое человеческое из всех проявлений». Физиологическая реакция организма объясняется достаточно просто: прилив крови к лицу приводит к покраснению щек, а иногда также ушей, шеи, верхней части груди и лба.
Но вопрос о том, почему человек краснеет, уже много лет ученые ищут ответ. Что это — стыд или смущение из-за грубой ошибки, или то, что могло бы быть реакцией на комплимент, или чувство, что человека выставили на всеобщее обозрение?
Прошлое исследование показало, что румянец может быть более интенсивным на одной стороне лица по сравнению с другой, если кто-то смотрит на человека сбоку во время пения.
«В то время как бледность от страха объяснима с точки зрения перенаправления кровотока от кожи к скелетным мышцам, менее очевидно, почему смущение из-за определенных социальных трудностей должно сопровождаться усилением притока крови к области лица», — объяснил психолог Рэй Крозье.
В новом исследовании нидерландский психолог Милица Николич попытался ответить на вопросы, связанные с покраснением, с помощью сканирования мозга людей, которым показывали кадры, на которых они сами или другие люди поют.
Николич и его коллеги обнаружили, что щеки женщин-добровольцев становились более красными, когда они наблюдали за тем, как поют они сами и как поют другие.
Результаты функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга были более показательными. Они показали, что покраснение активировало области мозга, отвечающие за эмоциональное возбуждение и внимание, в то время как области, отвечающие за ментализацию, то есть за воображение или обдумывание вашего собственного или чьего–либо поведения, мыслей или намерений, «явно отсутствовали».
«Эти результаты способствуют продолжающимся теоретическим дискуссиям о природе покраснения и подтверждают идею о том, что социально-когнитивные процессы высшего порядка могут и не быть необходимыми для возникновения покраснения», — заключают Николич и его коллеги.
Однако команда подчеркивает, что их результаты следует «интерпретировать с должной осторожностью», поскольку паттерны мозговой активности, связанные с психическими процессами, «такими сложными и распространенными, как возбуждение, внимание и ментализация», не совсем различны при сканировании.