Инцидент с блокировкой Украиной российских поставок нефтепродуктов в Европу возымел последствия
Скандальная эпопея с блокировкой Украиной поставок российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Словакию и Венгрию, начавшаяся в середине июля, похоже, вступает в новую фазу. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо предложил украинской стороне некое «техническое решение» проблемы. А вице-премьер РФ Александр Новак прямо заявил о том, что поставки российской нефти этим странам продолжаются, но не стал уточнять, каким образом.
фото: freepik.com
Пока определенно можно говорить о том, что Словакия и Венгрия в результате нефтяного демарша Украины теряют около 80 тысяч баррелей «черного золота» в сутки. Что для этих стран весьма болезненно. Отсюда и предложение со стороны Роберта Фицо Киеву «технического решения» проблемы, детали которого не обнародуются. По словам автора, в этом решении будут участвовать несколько стран, включая саму Словакию.
Предыстория вопроса такова. В середине июля Словакия и Венгрия перестали получать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба», который проходит в том числе по территории Украины. Обе европейские державы пригрозили Киеву судом, но воз, как говорится, и ныне там. В связи с этим Словакия и Венгрия уже намерены заблокировать выделение кредита Киеву в 6,5 миллиарда евро из Европейского фонда мира…
Напомним: нефтепровод «Дружба» начинается в Самарской области и идет до Белоруссии. Там он разделяется на две ветки. Северную, которая через Белоруссию прокачивала сырье в Германию и Польшу. И южную – через Украину в Словакию, Венгрию и Чехию. Именно эта южная ветка, судя по набирающему оборот скандалу, не работает.
правда, вице-премьер правительства РФ Александр Новак заявил, что Россия продолжает поставки нефти в эти страны. Но каким образом — уточнять не стал. В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к эксперту Финансового университета при правительстве РФ Игорю Юшкову. По его словам, политические «бодания» вокруг «Дружбы» начались не вчера.
— Еще в 6-м пакете антироссийских санкций, в апреле 2022 года, Европа хотела полностью запретить импорт российской нефти, — рассказывает он. – Венгрия заблокировала принятие пакета в той редакции и добилась того, чтобы под запрет попал импорт только морским путем. Таким образом, трубопроводная нефть под санкции вообще не попала.
Однако Польша до конца 2022 года убеждала Германию отказаться от услуг «Дружбы» на уровне двух стран. И убедила. С 1 января 2023 года Берлин отказался от таких поставок. А Польша… продолжила закупать российскую нефть! До той поры, пока у нее не завершился контракт с российскими компаниями. сейчас северная ветка не работает. Нефть прокачивает только южная ветка.
— Но если она работает, почему возмущаются Венгрия и Словакия?
— Скорее всего, объемы нефти по этой линии не снизились. Просто объемы той российской компании, на которую Киев наложил санкции, восполнили другие российские поставщики. Транспортировать энергоноситель по трубопроводу – дело очень выгодное. Тот, кто не имеет такой возможности, для поставок на экспорт вынужден пользоваться морским транспортом. В данном случае «перегонять» ее сначала в порт Новороссийск или в Усть-Лугу Ленинградской области, а затем уже танкерами по морю. Что значительно дороже, чем по нефтепроводу.
— Кто в сложившейся ситуации терпит убытки?
— Перво-наперво наша крупная нефтяная компания, которой запретили прокачивать топливо по «Дружбе». Россия на государственном уровне не потеряла ничего, ведь эта компания платит налог на добычу полезных ископаемых.
По сути, убытки не понесла и Украина, которая заварила эту кашу. Она прокачивает прежние объемы нефти и получает деньги за транзит энергоносителя.
Страдают нефтеперерабатывающие предприятия в Словакии и Венгрии. Объемы, которые они раньше по долгосрочному контракту закупали в нефтяной компании, попавшей под санкции, стоили дешевле, чем они закупают сегодня от других российских поставщиков, но по краткосрочным контрактам. Получается, что и нефтепродукты у них на выходе оказываются дороже.
— А эти страны могут как-то «отомстить» Киеву?
— Действия Киева — это и политический сигнал прежде всего для Венгрии, которая занимает четкую переговорную позицию по отношению к Москве, что не устраивает нынешнюю украинскую <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ. Если сегодня дело «спустить на тормозах», то понятно, что Украина на этом не успокоится и в своих санкциях пойдет дальше. Но она тоже зависит от соседних стран, возможно, даже в большей степени, чем они от нее. Не исключено, что намечается «обмен ударами».
— И какой удар возможен со стороны Венгрии и Словакии?
— Они поставляют на Украину электроэнергию. В конце июля Словакия на одни сутки отключила энергоснабжение Украины. Якобы из-за каких-то технических проблем какая-то ЛЭП вышла из строя. Это официально. А, возможно, это ответный политический сигнал. Если Киев не откажется от своей политики нефтяного шантажа, то рискует остаться без электроэнергии.
Кроме того, и Словакия, и Венгрия продают определенные объемы нефтепродуктов Украине. Могут перестать это делать. Экономические войны в наш век тесной кооперации и взаимозависимости государств никому не выгодны.