Выяснилось, на сколько увеличился рабочий день россиянина в 2023 году
Реальный рабочий день в России становится длиннее. Подсчитано, что в минувшем году он увеличился на 4 минуты по сравнению с 2022 годом. И составил 7 часов 17 минут. Как подтверждают данные Росстата, это настоящий трудовой рекорд, максимум почти за два последних десятилетия. Отмечается, что в исследовании оценивался списочный состав организаций страны без учета предприятий малого бизнеса. Чем же так важны эти минуты для отечественного рынка труда?
фото: Алексей Меринов
Если посчитать за год на одного человека, то 4 минуты в смену дают 17,3 часа. Иначе говоря, при 8-часовом рабочем дне россиянин как бы дополнительно отработал более двух смен. Воистину, не думай о минутах свысока!
Но может возникнуть недоуменный вопрос – какой же это рекорд, если официально, по трудовому законодательству, рабочий день в России установлен в 8 часов, а по факту получается семь «с копейками»?
— Формально продолжительность рабочей недели у нас равна 40 часам, при пяти рабочих днях в неделю, — говорит член Совета Конфедерации труда России, бывший замминистра труда РФ Павел Кудюкин. – Но есть немало отраслей с сокращенным рабочим временем. Так, у педагогов и медиков 36-часовая рабочая неделя, у шахтеров 30-часовая, ночные смены по закону должным быть на один час короче. В итоге, если все усреднить, получается меньше 8 часов.
По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, рост продолжительности рабочего дня за прошедший год вполне ожидаем и связан прежде всего с острым дефицитом кадров и низкой производительностью труда. «Рекорды по отработанным человеко-часам связаны с работой по совместительству, по-другому выполнять плановые задания попросту нельзя», — считает он.
Во времена Брежнева в Советском Союзе был лозунг «Рабочее время – работе». В каждом цехе вешались боевые листки про тех, кто с максимальной отдачей использует трудовой режим. И наоборот, клеймили позором тех, кто часто прогуливает или даже бегает на перекуры. Судя по всему, этот лозунг дня актуален и сегодня.
Эксперты объясняют увеличение плотности рабочего времени высокой загрузкой производственных мощностей и значительным сокращением простоя оборудования. Наиболее длинный рабочий день в 2023 году был у сотрудников сферы рыболовства и рыбоводства, в среднем 8,21 часа. За ними шли администраторы (управленцы, у которых ненормированный рабочий день) — 7,61 часа. На третьем месте – занятые в сфере добычи металлических руд.
Однако есть сферы экономики, где в день работают даже менее семи часов. Это сотрудники воздушного и космического транспорта (6,14 часа), занятые в сфере добычи нефти и газа, работники гостиниц и общепита.
В методике подсчета не указывается, как и откуда появляются 4 минуты, увеличившие наш рабочий день. Мы попытались уточнить ситуацию с помощью экспертов.
— Что считается рабочим временем? – интересуемся у Павла Кудюкина, профсоюзного деятеля, экс-замминистра труда РФ.
— Это когда человек фактически находится на производстве. Без учета обеденного перерыва — этот пункт специально оговаривается в КЗоТе. Не учитываются, конечно, отпуска, больничные листы.
— А перекуры, то есть короткие перерывы?
— Они правилами КЗоТа не оговариваются, устанавливаются каждым работодателем в правилах трудового распорядка.
— Как же статистики уловили эти дополнительные 4 минуты?
— С хронометражом рабочего времени все совсем непросто. Не думаю, что возле станка целый день стоит нормировщик с секундомером и фиксирует, сколько времени рабочий потерял, обсуждая с друзьями результаты вчерашнего футбольного матча. Нормировщики нередкие гости в рабочих коллективах, но они, как правило, делают пооперационые замеры – на выполнение отдельных операций. Однако и здесь их точность вызывает вопросы. Так как рабочий, понимая, что завтра или в следующем месяце ему могут повысить норму выработки, зачастую специально работает медленнее.
— Работодатели заинтересованы передавать «приукрашиваемые» сведения о продолжительности рабочего дня?
— Эти данные передаются в рамках установленной отчетности, и юридические лица скорее заинтересованы в обратном – в приуменьшении рабочего времени, особенно если если эти нормы нарушаются.