Минимальная цена крепкого алкоголя заметно вырастет: как изменится ситуация на рынке спиртного
Приказ о повышении минимальных розничных цен на водку, коньяк и бренди с 1 января 2025 года подготовило Министерство финансов РФ. Ознакомиться с документом можно на портале нормативных актов. Любопытно, что предыдущий раз минимальные розничные цены (МРЦ) на те же самые виды спиртных напитков повышались 1 июля. Почему власти так часто меняют стоимость крепкого алкоголя и как отразятся эти изменения на жизни россиян, «МК» выяснил у экспертов.
фото: freepik.com
Напомним, что минимальные цены на водку Минфином устанавливаются в приказном порядке с 2009 года. Цель этого регулирования — борьба с теневым производством, так как всё, что продается в магазинах ниже установленной ведомством стоимости, считается нелегальным и подлежит изъятию. Последний раз стоимость крепкого алкоголя увеличилась 1 июля. И вот спустя полгода Минфин запланировал новое повышение. С января МРЦ на пол-литра подорожает следующим образом: водка вырастет в цене на 50 рублей (с 299 до 349 рублей); коньяк будет дороже на 95 рублей (стоимость увеличится с 556 до 651 рубля); бренди подрастет на 69 рублей (с 403 до 472 рублей).
В обосновании к приказу Минфина РФ новое повышение цен объясняется уровнем <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то , увеличением затрат на Производство и перевозку продукции. Кроме того, с 1 января 2025 года увеличатся и ставки акциза на алкоголь с объемной долей этилового спирта выше 18% с текущих 643 до 673 рублей за литр безводного этилового спирта, что также повлияло на решение властей.
«Во всем этом списке особое внимание нужно обратить на цены на водку: это основной алкогольный напиток, который приобретают россияне, — считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — С 2014 года за 10 лет цены на водку выросли лишь на 60%. Это товар, который показал достаточно низкий темп повышения стоимости по сравнению с базовыми продуктами питания. Очевидно, что крепкий алкоголь должен дорожать, никакого нарушения прав потребителей в этом мы не видим».
фото: Кирилл Искольдский
Мотивация правительства здесь — поиск дополнительных денег в бюджет, ведь с увеличением минимальной цены на водку будут увеличиваться и платежи по налогу на добавленную стоимость. При этом, потребительские предпочтения россиян вряд ли сильно изменятся. Водка, несмотря на это повышение, стоит достаточно дешево, и рассчитывать на то, что люди будут переключаться на менее травматичные формы потребления алкоголя, не стоит, уверен эксперт. «Государство планирует ужесточить контроль и за такими продуктами, как медицинский спирт, — напомнил представитель одной из крупнейших алкогольных компаний. — В таком случае многие потребители уйдут от теневого рынка. Как следствие, мы увидим увеличение потребления, но не за счет того, что люди стали больше пить, а за счет того, что они будут отдавать предпочтение легальной алкогольной продукции».
Но есть и другое мнение. Так, по словам председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина, из-за всех этих нововведений легальные производители вынуждены поднимать цены. Почему правительство решило повысить МРЦ — вопрос риторический, ведь это происходит каждый год. Но ранее планировалось увеличить с нового года цены только на 5%, а сейчас выяснилось, что можно на 15%. В общем, 80% коньяка и водки продается по ценам чуть выше минимальных, так что гражданам лучше заняться спортом вместо выпивки. «Правительство корректирует условия в надежде, что продукт недобросовестного поставщика и далее вынужден будет конкурировать с более качественным продуктом и не выдержит этой конкуренции. Тем самым потребитель будет защищен», — говорит профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов. правда, массовый потребитель, особенно в сельской местности, может этого «подарка» властей не понять и будет чаще обращаться к самогонщикам, которых знает. А вот в части коньяка и бренди у потребителя выбора меньше, так что здесь повышение минимальной цены более оправдано. Ну а сравнительно более высокая индексация по коньяку объясняется тем, что этот продукт власти окончательно хотят вывести в премиум-сегмент, уверен эксперт.