Ученые обнаружили новую фазу эволюции домашних питомцев
Собаки, возможно, переживают третью волну одомашнивания, вызванную желанием людей иметь дружелюбных, спокойных домашних животных, которые хорошо приспособлены к сидячему образу жизни.
фото: Геннадий Черкасов
Всего несколько десятилетий назад собаки считались “рабочими” животными, которым поручалось охотиться на вредителей, пасти домашний скот и охранять свои дома, пишет Daily Mail. Но сегодня для владельцев домашних животных общение является гораздо более важным приоритетом.
Ученые обнаружили, что этот сдвиг привел к повышению уровня гормона, ответственного за социальные связи у собак, и особенно у собак служебных.
исследование показало, что гормон окситоцин побуждает собак искать контакта со своими владельцами. По мере того, как люди приручали волков, превращая их в ласковых домашних животных, которых мы знаем сегодня, чувствительность собак к окситоцину повышалась, отмечает Daily Mail.
В исследовании, проведенном шведскими учеными в 2017 году, изучалось, как собаки развивают свою уникальную способность работать вместе с людьми, включая их готовность «просить о помощи», когда они сталкиваются со сложной проблемой.
Исследователи подозревали, что в этом замешан гормон окситоцин, который, как известно, играет важную роль в социальных отношениях между людьми. Эффект окситоцина зависит от того, насколько хорошо он связывается со своим рецептором внутри клеток, поясняет Daily Mail.
Предыдущие исследования показали, что вариации в генетическом материале, расположенном с геном, который кодирует <span class="wp-tooltip" title="Нервные образования преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют экстерорецепторы интерорецепторы и пропри окситоцина, влияют на способность собак к общению. Другими словами, социальные навыки собак частично заложены в их генетике — в частности, в генах, которые контролируют их чувствительность к окситоцину.
Исследователи наблюдали за 60 золотистыми ретриверами, когда они пытались снять крышку с банки с лакомствами, которую намеренно не открывали. Ученые также взяли образцы ДНК из носов собак, чтобы определить, какой вариант рецептора окситоцина был у каждого из них.
Собаки провели этот поведенческий тест дважды: один раз после введения дозы назального спрея с окситоцином и один раз после введения дозы назального спрея с нейтральным физиологическим раствором. Команда рассчитала время, в течение которого собаки пытались самостоятельно открыть банку, прежде чем обратиться за помощью к своему владельцу.
Так вот, результаты показали, что собаки с определенным генетическим вариантом рецептора реагировали на окситоциновый спрей сильнее, чем другие собаки, и что доза окситоцина заставляла их чаще обращаться за помощью, чем доза физиологического раствора.
Эти результаты дают <span class="wp-tooltip" title="Образы представлений как правило менее ярки и менее детальны чем образы восприятия но в них находит отражение самое характерное для данного предмета Различия в яркости устойчивости и точности представлений памяти очень инди о том, как одомашнивание изменило гены, влияющие на социальные навыки собак.
Теперь кинологи Брайан Хэйр и Ванесса Вудс заявили, что поведенческие особенности собак переживают третью волну одомашнивания. По мере того, как роль, которую эти животные играют в нашей жизни, меняется от “работника” к “компаньону”, меняется и их <span class="wp-tooltip" title="Целеориентированная активность животного организма служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности животного организма над которыми надстраиваются исполнительные действия служащие, а возможно, и биология.
Брайан Хэйр — профессор эволюционной антропологии Университета Дьюка и директор Центра изучения собак Дьюка. А Ванесса Вудс руководит программой «Детский сад для щенков», которая готовит щенков к тому, чтобы они стали служебными собаками. Изучение этих щенков убедило Вудс и Хэйра в том, что служебные собаки «уникально хорошо приспособлены к жизни в 21 веке», — написали они в The Atlantic.
Эти собаки — «высококвалифицированные профессионалы», которые могут помогать своим владельцам в выполнении заданий, сохранять спокойствие, когда они не заняты активной работой, и обладают уникальным дружелюбным характером.
«В отличие от большинства домашних собак, служебных собак привлекают незнакомцы, даже когда они щенки», — пишут Вудс и Хэйр.
«И растущее дружелюбие, похоже, изменило биологию этих собак точно так же, как это происходило тысячи лет назад», — добавили исследователи.
Эти хорошо обученные собаки воплощают в себе черты идеального компаньона. Они органично вписываются в жизнь своих владельцев и в современный мир. «Служебные собаки вписываются в жизнь человека так, как многие здоровые владельцы собак хотят, чтобы их питомцы вписывались в их жизнь«, — пишут Вудс и Хэйр.
Вплоть до 1990-х годов многие собаки проводили большую часть своей жизни на улице. «Если бы ваша собака спала на вашей кровати, вы, скорее всего, проснулись бы покрытыми клещами или блохами», — пишут исследователи. Но сегодня все больше собак живут в густонаселенных районах и, следовательно, проводят гораздо больше времени в помещении. Они также чаще общаются с незнакомыми собаками и людьми. Этот сдвиг привел к тому, что некоторые формы поведения, которые делали собак привлекательными для наших предков, стали неадаптивными, утверждают Вудс и Хэйр. например, «из-за того, что собака остерегается незнакомых людей и животных, ей может быть сложнее гулять по окрестностям».
«Собаки, которые более энергичны, возбудимы, боязливы или тревожны, чем обычно, с большей вероятностью будут переданы в приюты, где им будет трудно найти новый дом«, — добавили исследователи.
Вудс и Хэйр считают, что это новое социальное давление стимулирует третью волну одомашнивания собак, когда служебные собаки представляют собой наиболее высокоразвитых членов стаи. «Служебные собаки могут выглядеть как среднестатистический лабрадор-ретривер, но по сравнению с военными служебными собаками или даже среднестатистическими семейными лабрадорами это почти другая порода», — пишут исследователи.
«Различия между собаками-компаньонами и домашними собаками также демонстрируют, насколько другой может стать популяция собак менее чем за 50 лет«, — добавили они.
История одомашнивания собак насчитывает от 40 000 до 14 000 лет, отмечает Daily Mail. Первая волна одомашнивания началась, когда люди занимались собирательством и часто оставляли пищевые отходы на окраинах своих поселений. По словам Вудс и Хэйра, волки, которые воспользовались этим предсказуемым, богатым энергией источником пищи, получили преимущество в выживании. «В результате со временем влечение животных к людям сменилось страхом и агрессией».
Вторая волна началась после промышленной революции. В то время растущий средний класс хотел иметь собак, которые олицетворяли бы хороший вкус< и располагаемый Доход их владельцев. Это побудило западных людей начать разводить собак по определенным физическим признакам, что в конечном итоге привело к созданию большинства из 200 пород собак, признанных сегодня Американским клубом собаководства, пишут исследователи.
Поскольку мы вступаем в третью волну одомашнивания, которая в большей степени направлена на адаптацию характера собак к нашему современному миру, Вудс и Хэйр считают, что люди должны играть активную роль в содействии этому процессу. «Для счастья собак и их владельцев людям необходимо разводить и дрессировать больше собак в качестве служебных животных, приступая к новой волне одомашнивания собак, чтобы помочь им вписаться в новый мир, который мы создали», — заключают исследователи.