Ученые обнаружили тревожные тенденции влияния света на человека - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Наука » Ученые обнаружили тревожные тенденции влияния света на человека

Ученые обнаружили тревожные тенденции влияния света на человека

На протяжении большей части эволюционной истории человеческая активность была связана с дневным светом. Хотя технологии освободили людей от древних циклов сна и бодрствования, солнечный свет оставил и продолжает оставлять свой след.

Ученые обнаружили тревожные тенденции влияния света на человека фото: freepik.com

свет сыграл роль в том, что предки начали ходить на двух ногах. Он также помогает объяснить эволюцию цвета кожи, форму волос и даже размер глаз.

Первые современные люди появились в теплых регионах Африки. Уменьшение воздействия яркого солнечного света могло способствовать тому, что люди стали ходить прямо. Когда мы стоим, а солнце находится над головой, на наше тело попадает меньше солнечного света.

Вьющиеся волосы могли защищать от палящего солнца, создавая дополнительный слой изоляции для кожи головы. У ранних Homo sapiens была пигментированная кожа, которая защищала от вредного воздействия солнечных лучей, расщепляющих фолиевую кислоту и повреждающих ДНК. Темная кожа обеспечивала защиту в жарком климате, но при этом пропускала достаточное количество ультрафиолетового излучения для выработки витамина D.

Когда люди начали заселять умеренные зоны с меньшим уровнем солнечного света, у них развивалась более светлая кожа благодаря различным генам. Этот процесс происходил быстро, вероятно, в течение последних 40 тысяч лет.

В северных широтах, где ультрафиолетовое излучение ниже, требуется меньше пигментации для защиты от солнечного света. Более светлая кожа позволяет организму лучше вырабатывать витамин D, но меньшая пигментация означает меньшую защиту от солнечных лучей.

Солнечный свет также повлиял на зрение человека. У людей, живущих в высоких широтах, радужная оболочка имеет меньше защитного пигмента, а глазницы больше — возможно, чтобы пропускать больше света. Это делает людей европейского происхождения особенно уязвимыми к яркому солнечному свету, что объясняет высокий уровень заболеваемости раком глаз в Австралии.

люди приспособлены к дневному свету: при ярком освещении мы видим лучше и имеем улучшенное цветовое восприятие. Однако при тусклом свете наши способности ухудшаются, и нам не хватает остроты слуха или обоняния для компенсации.

«Наши ближайшие родственники — шимпанзе, гориллы и орангутанги — также ведут дневной образ жизни, что подтверждает предположение о схожем поведении у ранних людей. Этот ритм может уходить корнями в нашу эволюционную историю еще до появления человекообразных обезьян», — отмечают исследователи.

Ранние млекопитающие вели ночной образ жизни, прячась от динозавров. Однако падение метеорита, уничтожившего этих рептилий, дало возможность выжившим млекопитающим, особенно приматам, перейти на преимущественно дневной образ жизни.

По словам ученых, если бы люди унаследовали дневную активность от ранних приматов, этот ритм был бы частью нашей эволюционной истории на протяжении почти 66 миллионов лет. они добавляют, что это объясняет трудность отказаться от 24-часового цикла.

Современные технологии освещения все больше освобождают человека от зависимости от солнечного света, позволяя работать и играть в любое время. Тем не менее, когнитивные и физические способности ухудшаются при нарушении внутренних суточных циклов из-за недосыпания, сменной работы или смены часовых поясов.

За последние 200 лет искусственное освещение частично отделило человечество от циркадных ритмов предков, однако в последние десятилетия это имело негативные последствия для зрения.

Исследования показывают, что гены, связанные с близорукостью, стали значительно более распространенными всего за 25 лет, что свидетельствует о быстрых эволюционных изменениях в генофонде человека.

Особенно подвержены риску люди с генетической предрасположенностью к близорукости: снижение уровня естественного освещения и увеличение времени, проводимого при искусственном освещении, усиливают вероятность развития миопии. Эти значительные изменения произошли в течение жизни многих современных людей.