«Белуга» с латвийским акцентом
Задайте простому человеку на улице вопрос: «Знаете ли вы водку «Белуга»? – и он ответит: «Конечно: это одна из самых знаменитых в мире водок из России». Оказывается, это не самый правильный ответ.
фото: РИА Новости
Novabev Group (до ребрендинга в 2023 году известная как Beluga Group) формально действительно является крупнейшей российской алкогольной компанией. Рыночная стоимость – свыше 75 млрд рублей, чистая Прибыль – более 15 млрд рублей: это ли не свидетельство признания качества продукта.
Но есть нюанс. Вскоре после начала СВО учредитель, контролирующий акционер и руководитель Beluga Group Александр Мечетин, по всей видимости, решил, что работать ему лучше в Европе. В итоге в руководстве ПАО «НоваБев Групп» (головной компании группы) произошла замена. Вместо Мечетина в декабре 2022 года главой «НоваБев Групп» стал его давний партнер Константин Прохоров – ранее глава сбытовой сети «ВинЛаб», входящей в тот же холдинг. Более того, наряду с отказом от менеджерского поста Мечетин сократил свою долю в компании с контрольного пакета в 58% до 39,38%. Причем, по данным СМИ, и этой оставшейся долей он владеет через дочерние структуры.
Разумеется, вся эта комбинация была сделана под благовидным предлогом: защитить компанию от западных санкций. Хотя стоит отметить, что ни в какие санкционные списки Мечетин так никогда и не входил. По крайней мере, это следует из общедоступной информации. Складывается впечатление, будто «смена флага» Мечетиным была задумана давно, а история с возможными санкциями послужила предлогом для релокации бизнеса.
Что же сейчас составляет значительную долю благополучия Novabev Group? Формально дистанцировавшись от своего российского бизнеса, Мечетин успешно строит карьеру алкомагната в ЕС. Сетевое издание «Совершенно секретно» со ссылкой на латвийские СМИ ранее рассказывало, что он основал в Латвии фирму «Noblewood Baltic» и купил еще две местные компании по производству спиртных напитков – «Kalsnavas Elevators» и «Biodegviela». «Предприятия уже дают рабочие места и платят многомиллионные Налоги, только теперь не в России, а в бюджет Евросоюза», – отмечает автор публикации.
Возможно, желая развить имидж европейского бизнесмена, Мечетин заручился поддержкой руководства еще одной страны-кандидата в ЕС – Черногории. Там он учредил компанию «Noblewood group DOO» для покупки ликеро-водочного завода фирмы «Нексан» в Никшиче (где сейчас уже разливается как бы русская водка «Белуга»). Размах деятель такой, что на церемонии подписания договора о продаже этого завода присутствовали министр финансов Черногории Александр Дамьянович и глава Министерства экономического развития Горан Джурович.
И тут возникает вопрос: а почему, собственно, Мечетин до сих пор считается российским бизнесменом? В чем состоит его ответственность за развитие бизнеса на Родине? Складывается впечатление, что де-факто Мечетин – уже некий вполне иностранный инвестор. Причем Инвестиции идут в бюджет недружественной страны.