Цены на новогодние елки в России взлетели до 22 000 рублей
Похоже, в преддверии Нового года многим москвичам придется отказаться от еще одной привычки из старых добрых времен. Пушистые новогодние елки, как на открытках, становятся неприлично дороги. А причина проста: деревья эти, в отличие от «рабоче-крестьянских» елочек с короткими иголками, импортируются — со всеми вытекающими проблемами и дороговизной. сколько придется выложить за деревце «премиум-класса» и ждать ли нам импортозамещения елок — выяснял «МК».
фото: Наталия Губернаторова
О том, что заказанные и едущие в российские города елки из Европы будут стоить минимум на 70% дороже, чем в прошлом году, сообщили на днях представители елочных баз. На самом деле эта цифра оказалась, мягко говоря, заниженной. Оптовики рассказали, что из-за логистических неувязок фуры с елками идут кружным путем, пересекая несколько границ. Это и само по себе увеличивает стоимость доставки в Россию, а необходимость рассчитываться через банки-посредники и промежуточные валюты еще удорожает сделки. В результате доставка одной фуры с деревьями подорожала почти втрое – с 10 до 28 тысяч долларов США.
сейчас появилась возможность узнать и розничные цены. В Москве датская ель (та самая, которая как обычная, только пушистая, будто с картинки) стоит 10 700 рублей за экземпляр высотой 150-170 сантиметров Двухметровая (от 200 до 220 сантиметров) обойдется вдвое дороже – в 20 800 рублей. Тот же порядок цен у пихт Фразера (соответственно, 12 200 и 22 700 рублей).
Учитывая общие новогодние затраты – однозначно «лютый премиум». Конечно, многие москвичи и раньше не скупились на натуральные елки, и сейчас в принципе не обеднеют от такого ценника. Но очевидно, что есть и другая прослойка: люди, способные потратить на двухметровую пушистую красавицу примерно 10 тысяч рублей (столько деревья стоили в прошлом году), отдавать 22 тысячи уже не готовы.
– В среднем по Москве доля импортных елок в прошлом году составляла примерно 20%, – сообщили «МК» в одной из представленных на столичных елочных базарах фирме. – По разным районам продажи были очень разные: где-то (например, были такие точки в Новогирееве, Коптеве, Печатниках) за день не продавалось ни одного импортного деревца, где-то (например, в Хамовниках) продажи доходили до половины.
Прогнозировать точную величину снижения спроса на привозные елки в фирме не взялись. Однако, чтобы застраховаться от нераспроданных объемов, торговлю импортными новогодними деревьями будут активнее переносить в онлайн. «Пока что мы будем снижать количество базаров, где будут представлены импортные ели и пихты, – рассказали в оптовой фирме. – Но конкретные места пока вам никто не скажет. Если нужно точное наличие – заходите на сайт, делайте заказ, и дальше либо доставка, либо самовывоз».
С новыми ценами москвичи, привыкшие к «премиуму», пока, похоже, не смирились. «Думаем, будем ли покупать в этом году датскую елку или сэкономим и купим обычную, – рассказывает мама троих детей Ирина Маслова. – В последние лет 15 у нас были только датские, потому что детям нужен праздник, а значит, елка должна быть как на картинке. Но при общей ситуации такое подорожание… Не знаю, пока сомневаюсь, хватит ли денег».
При этом нехватки «простонародных» отечественных елок не ожидается, дефицита не будет, подтвердили и в оптовой компании, и в одном из питомников Костромской области, где выращивается новогодняя продукция. В большинстве городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, как сообщили в питомнике, закупают именно ель обыкновенную (европейскую), которая выращивается в России.
– Серьезный недостаток у ели обыкновенной – короткие иголки, – рассказал директор питомника Владимир Пашкин. – Смысл увлечения европейскими сортами как раз в том, чтобы получить маленькое дерево, до двух метров, у которого хвоя такая же или более пышная, чем у взрослой русской ели. У нас понемногу начинают высаживать эти сорта, но не в массовом порядке. Новогоднее дерево растет 5-8 лет, так что быстрого импортозамещения не получается.
Как и во многих других случаях в сельском хозяйстве, узким местом оказывается посадочный материал, говорит Пашкин. Его не успели ввезти с Запада до санкций в достаточном количестве, а значит, восполнять нехватку придется отчасти медленно и мучительно (из отечественного материала), а отчасти по завышенным ценам через параллельный импорт.