Бескрайний потенциал Арктики: названы преимущества Северного морского пути
Как подсчитали аналитики научного журнала Science, в арктической зоне находится 83 млрд баррелей нефти и порядка 1550 трлн кубометров природного газа – 13% от всех запасов углеводородов планеты. Помимо популярных углеводородов, в арктических недрах скрыты драгоценные и редкоземельные металлы, алмазы, железо, хром, медь, вольфрам и многие другие ресурсы. Вдоль Арктики проходит Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути составляет порядка 5,6 тысячи км. Он начинается в Карских воротах и проходит через пять морей Северного Ледовитого океана до мыса Дежнева.
Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 на переходе в акваторию Севморпути. Ноябрь, 2021 г. фото: strana-rosatom.ru
СМП расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях санкционного давления со стороны «западных партнеров». Единым инфраструктурным оператором Северного морского пути выступает госкорпорация «Росатом». Она отвечает за развитие всей инфраструктуры СМП, обеспечивает проведение исследований и строит новые атомные ледоколы. «Северный морской путь может снизить загруженность наземных путей – БАМа и Транссиба и позволить грузоотправителям поднимать по железнодорожным путям и рекам свои грузы в северные порты. Там грузы будут грузиться на суда ледового класса и отправляться по СМП на рынки назначения», – рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов.
Экосистема СМП
Госкорпорация «Росатом» также работает над созданием единой цифровой экосистемы Северного морского пути. В единую платформу будут интегрированы данные из различных источников информации, необходимых для повышения точности оценки ледовой, метеорологической и навигационной ситуации, складывающейся в акватории Северного морского пути .
В последнее время объем грузоперевозок по Северному морскому пути значительно увеличился. сейчас по маршруту главным образом перевозят газ и нефть. Также транспортируется технологическое оборудование, стройматериалы для арктических проектов, металлы, древесина и уголь. Росатом планирует наладить на этой трассе круглогодичную навигацию к концу 2024 года. По прогнозам госкорпорации , эти меры позволят нарастить поток грузов минимум до 150 млн тонн в год. Также сегодня в развитии международного транспортного коридора заинтересованы Китай, Индия и другие страны Азии. Не удивительно, ведь этот путь значительно сократит преодолеваемые судами расстояния.
Прибытие атомного ледокола «Вайгач» в порт Чайка. фото: strana-rosatom.ru
Перспективный атомный флот ледоколов
На сегодняшний день Росатом владеет единственным в мире атомным ледокольным флотом. Госкорпорация построила три атомных ледокола проекта 22220, еще два строятся. Согласно апрельскому поручению премьер-министра Михаила Мишустина, в 2023–2030 годах Росатом получит дополнительные 118 млрд рублей на строительство еще двух атомных ледоколов. В результате к 2030 году у «Атомфлота» появится восемь новых атомных ледоколов, а также функционирующее судно «50 лет Победы» с увеличенным сроком работы. Также в рамках развития Северного морского пути планируется строительство четырех ледоколов на СПГ на частные средства. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования ‒ около 1,8 трлн рублей. Гордость «Атомфлота» – современные атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», и «Урал». На сегодняшний это самые большие и мощные ледоколы в мире. Судно такого типа легко выдерживает суровые испытания, без труда ломая лед толщиной до трех метров. Благодаря двум атомным реакторам нового поколения «Ритм-200»,ледокол остается компактным и маневренным. При этом судно может передвигаться не только по Северному Ледовитому океану, но и по замерзшим полярным рекам, например, по Енисею, благодаря способности изменять осадку. Автономность работы атомохода достигает до семи лет при регулярном обновлении экипажа и поставках провизии, потом в реакторы нужно будет загружать новое топливо.
Новые ледоколы России оснащены современными системами автоматизации и ИТ. Благодаря высоким технологиям работу атомоходов удалось автоматизировать, оптимизировав количество обслуживающего судно персонала. Если раньше на атомоходах работали более 100 членов экипажа, сегодня их 54.
Плавучий научный город
В апреле 2022 года президент Российской Федерации Владимир Путин рассказал об уникальной плавучей лаборатории, которая будет заниматься широким исследованием Арктики: «Одной из конкретных площадок международного научного взаимодействия призвано стать ледостойкое судно «Северный полюс». Работая в формате действующей дрейфующей лаборатории, – а там, по-моему, 16 лабораторий намечено создать, – оно обеспечит самый широкий комплекс исследований: от донных отложений и льда до верхних слоев атмосферы. Это судно не имеет аналогов, и мировое научное сообщество, безусловно, заинтересовано в том, чтобы оно появилось и начало работать». Платформа «Северный полюс» обеспечит новый технологический уровень исследования Арктики. Окружающие лабораторию льды не смогут повредить судно. Форма в виде яйца позволяет плавучей лаборатории выбрать подходящую льдину и пришвартоваться к ней.
На судне высотой с 13-этажный дом расположились 15 лабораторий и все необходимое оборудование для создания исследовательских площадок на льду.
Платформа может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным массивом. Согласно проекту, на ней могут находиться 34 исследователя и 14 членов команды. Самодвижущаяся платформа для экспедиций заработала в начале октября, «Северный полюс» пришвартовался к льдине площадью 42 квадратных километра.
Ученые выгрузили на лед исследовательское оборудование, которое позволит круглый год следить за изменениями климата в Арктике, а также за колебаниями температур и сменой покрова льда.
Санкции – ледоколам не помеха
Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» и директор Дирекции Северного морского пути рассказал, что в России к 2030 году должны работать 12–14 арктических ледоколов, минимум, восемь из них будут атомными. В Санкт-Петербурге продолжается строительство атомных ледоколов. 22 ноября «Атомфлот» принял «Урал» в эксплуатацию. К 2024 году завод выпустит еще один ледокол, «Якутию», а в 2026 году «Атомфлот» получит еще одно судно под названием «Чукотка». Правительство приняло решение о строительстве дополнительно еще двух ледоколов серии 22220. Решение о схеме финансирования должно быть принято в 2023 году. Примечательно, что процесс строительства атомоходов не пострадал от западных санкций. Все, от атомных реакторов до электродвигателей, использованных в этих огромных кораблях, производится в России. Вячеслав Рукша отметил: «Наш ледокол в деньгах на 92% российский. А оставшиеся 8% благодаря Минпромторгу удалось закупить и локализовать для полного обеспечения ввода ледоколов в эксплуатацию».
Атомный ледокол «Ямал». фото: В. Баранов. strana-rosatom.ru
Получается, что в условиях сложившейся сегодня геополитической ситуации Северный морской путь – это один из самых активно развивающихся и многообещающих международных маршрутов. СМП позволяет реализовывать крупнейшие проекты, налаживая новые международные связи и укрепляя экономику Российской Федерации. Новые ледоколы Росатома будут способствовать развитию круглогодичного экспорта грузов из Арктики в восточном направлении. В планах правительства наращивание грузоперевозок по Северному морскому пути с 35 млн тонн в 2021 году до 80 млн тонн к 2024 году, а к 2035 году – до 150 млн тонн.
реклама. информация о рекламодателе на сайте www.myatom.ru.