США оказались между Украиной и Тайванем: что важнее для Вашингтона
Элита США пребывает в расстроенных чувствах. С одной стороны, победа Гоминьдана на местных выборах на Тайване ослабила влияние американцев на этом острове. С другой, это, вроде бы, несколько снизило со стороны Китая военное воздействие – у китайцев появился шанс как-то договориться с тайваньцами без стрельбы. А это значит, в-третьих, что Штатам можно уже не уделять особого внимания безопасности Тайваня, а направить все усилия на помощь Украине против России. Что для США важнее – Тайбэй или Киев, рассказал советник министра внутренних дел России, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный сотрудник МВД РФ, экс-руководитель российского Центрального бюро Интерпола, автор книг по борьбе с оргпреступностью Владимир Овчинский.
– Владимир Семенович, действительно ли победа Гоминьдана на Тайване, пусть и локальная, отсрочила войну за остров?
– Похоже, что так. Напомню, что после своего ухода, а если честно называть все своими именами — бегства из Афганистана, минобороны и ВПК США сосредоточились на двух других театрах военных действий. Первый и и реальный — на Украине, и потенциальный — на Тайване. Но вот незадача: реальная помощь Украине обнажила кризис производства американских боеприпасов и, в том числе, возможностей ПВО. И руководство США было в некотором замешательстве в решении вопроса — кому в первую очередь предоставлять вооружение? Они оказались в роли Буриданова осла, который не знал, какую морковку скушать. И умер с голода.
Но, как писал Леонардо да Винчи, «в мире все взаимосвязано». Эта формула великого мастера и мыслителя весьма образно отражает ситуацию в мире после, казалось бы, локального события — местных выборов на Тайване. Напомню, главная оппозиционная партия Гоминьдан на Тайване одержала 26 ноября победу на местных выборах, получив 13 из 21 выборных мест, включая богатую и космополитическую столицу Тайбэй, как и ожидалось. При этом председатель партии Гоминьдан Эрик Чу выразил надежду победить на выборах 2024 года.
Эта локальная победа Гоминьдана дала повод ЦРУ и военной разведке США сделать вывод о том, что Китай по–прежнему готовится к присоединению Тайваня, в том числе военными средствами. Но, в силу новой политической ситуации на острове, в ближайшее обозримое время Китай этого делать не будет.
– Получается, что победа на муниципальных выборах Тайваня более вменяемой, чем прежде, политической силы, которая объективно выступала за более лояльную политику по отношению к Китаю, оказалась на руку тем же США? Парадокс.
– Да, ситуация необычная. Но в большой политике так случается. Тут, как вы говорите, парадокс присутствует уже с самого начала. Напомню, Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая изначально противостояли друг другу за обладание всей страной. совсем как у нас – «красные» против «белых». Победили, как известно, «красные» — гоминьдановцы сбежали на Тайвань и создали там своеобразную «белую» эмиграцию. Причем, более успешную, чем русские эмигранты в Европе. Эдакий «остров Крым» — про него любили фантазировать диссидентствующие российские писатели.
– Но ведь они – непримиримые враги? Какая уж тут лояльность друг к другу?
– У них есть нечто общее – и те, и другие боролись за весь Китай. Да, они продвигали свою точку зрения на его будущее, на его общественный строй. Но речь шла об общей родине и едином государстве. Это, по своей сущности, две проимперские группировки. Которые, при большем желании, смогут найти общий язык. В отличие от тайваньской Демократической прогрессивной партии, которую сейчас переиграл Гоминьдан, – тех интересует исключительно остров и их, «демократов», положение и благосостояние. Проигравшие на Тайване выборы демократы, по сути, – сепаратисты. А настоящие патриоты, невзирая на политические взгляды, всегда смогут договориться. например, Деникин отказался примкнуть к гитлеровцам, заявив, что немецкий сапог свободу России не принесет.
Так и Гоминьдан традиционно выступает за тесные связи с Китаем, но категорически отрицает свою поддержку Пекина в присоединении острова к материковому Китаю. Иными словами, Гоминьдан за сохранение статус–кво в отношениях с КНР, которые существовали до активизации проамериканской политики прежнего руководства острова, особенно в период правления Байдена. Но, как говориться, всему свое время. Восток – дело тонкое.
– Видимо, и население Тайваня не особо горит желанием сражаться за свою, так сказать, независимость?
– Да, иначе Гоминьдан бы не победил. Как известно, Китай считает остров своей территорией и наращивает военные приготовления, чтобы отстаивать свои права, вызывая американское беспокойство, особенно с учетом важной роли Тайваня как производителя полупроводников.
– А что говорят в Китае?
– Управление по делам Тайваня КНР заявило, что результат выборов показал, что подавляющее тайваньское общественное мнение выступает за мир, стабильность и «хорошую жизнь», и что Пекин будет продолжать работать с тайваньским народом, чтобы способствовать мирным отношениям и противостоять независимости Тайваня и иностранному вмешательству. Вот факт: явка 26 ноября была рекордно низкой, всего 59% для шести самых важных городов Тайваня, по сравнению с общим показателем около 75% в 2020 году.
Разумеется, Гоминьдан возмущается обвинениями в том, что он «продаст» Тайвань Китаю или что он не привержен демократии. Но эта партия обвиняет своих противников в преднамеренном раздувании конфронтации с Пекином ради политической выгоды.
«Убедительная победа Гоминьдана не означает, что на Тайване формируется пропекинская политическая атмосфера. Гоминьдан также не является пропекинской партией», — сказал Хуан Квэй-бо, профессор Тайбэйского национального университета Чэнчи и бывший заместитель генерального секретаря Гоминьдана.
Кстати, другим возможным кандидатом от Гоминьдана может быть правнук Чан Кай-ши, Чан Ван-ань, объявивший о победе в гонке за пост мэра тайваньской столицы. В свои 43 года он станет самым молодым мэром Тайбэя. Джессика Дран, специалист по связям через пролив в аналитическом центре Атлантического совета, сказала, что Пекин «вероятно, будет успокоен» результатами выборов 26 ноября и вскоре может сделать жесты доброй воли Гоминьдану, возможно, в виде экономических стимулов.
«Скорее всего, Пекин также будет стремиться укреплять или углублять связи с успешными кандидатами и фракциями, чтобы формировать политические подходы партии», — сказала она.
– Все-таки, Китай пытался как-то повлиять на умонастроения тайваньцев?
– Странно было бы иначе. Китай предпринял 1,4 миллиарда (!) кибератак против Тайваня с сентября 2019 года по август 2020 года. Об этом говорится в новом отчете Института оборонных исследований Японии от 25 ноября. Но это – нормальная информационная война. Кому не нравится – пусть не читает.
Атаки в основном были направлены на распространение выгодной для Китая информации на Тайване. Авторы доклада оценивали когнитивную войну Китая против Тайваня как «серьезную угрозу».
Кибератаки были направлены на то, чтобы уничтожить или украсть данные тайваньских политических, экономических и военных учреждений, а также посеять панику среди тайваньцев во время учений ВМС и ВВС Китая по всей стране. Китай также создавал фальшивые новости якобы из Тайваня, пытаясь нанести ущерб его международной репутации. Кроме того, Китай использует свои средства массовой информации для пропаганды, направленной на снижение морального духа и сеяния страха среди тайваньцев.
например, после начала военного конфликта на Украине китайский государственный таблоид опубликовал отчет, в котором говорилось, что отказ США выделить войска для защиты Украины следует рассматривать как свидетельство того, что они точно так же не будут направлять войска и для защиты Тайваня.
– Возможно, так оно и есть?
– Забавно, но они, видимо, угадали. Или – точно спрогнозировали (у китайцев очень сильная разведка). Похоже, в США решили больную для себя проблему — куда отправлять оружие.
— А что, такая проблема была?
– Когда стал вырисовываться кризис с наличием и темпами производства боеприпасов, в США перепугались, что им нечем вооружать группировку, противостоящую Китаю. Большую часть поставок, мягко говоря, сжирает Украина. При этом, за Тайвань они собирались – буквально вот-вот – воевать собственными солдатами, почти как во Вьетнаме. И сами этому были уже не рады, так как воевать пришлось бы уже за свою, американскую, территорию. Сами запутались в своих хитросплетениях. И тут такой подарок – есть шанс, что с реальной войной с Китаем можно, что называется, погодить.
— Для Китая это – приятная новость. А для нас?
– Мы, конечно, очень рады за Китай. Но приходится признать, что теперь все военные поставки, доселе предназначенные Тайваню, пойдут на Украину.
По данным The Wall Street Journal (WSJ), задолженность по военной помощи Тайваню выросла более чем на 4 миллиарда долларов с тех пор, как в феврале этого года США начали поддерживать вооруженные силы Украины. С февраля США направили Украине военную помощь почти на 20 миллиардов долларов, настолько большую, что администрация президента Байдена изо всех сил пытается отслеживать, как эта помощь используется – не уходит ли «налево»? Есть, знаете ли, сомнения. Источники сообщили WSJ, что еще в декабре 2021 года отставание от поставок оружия Тайваню оценивалось более чем в 14 миллиардов долларов США, но сейчас оно выросло примерно до 18,7 миллиарда долларов. В сообщении отмечается, что в числе задержанных поставок — заказ на 208 противотанковых комплексов Javelin, сделанный еще в декабре 2015 года. И еще один заказ — на 215 зенитно-ракетных комплексов Stinger, сделанный в то же время.
– значит, американцы «кинули» одних союзников в угоду другим?
– У них нет такого понятия – «кинули». Просто изменились приоритеты. И всем американским прихлебателям надо это учесть: хозяин вправе кормить или – не кормить своих холопов. Впрочем, как Государственный департамент, так и Пентагон отказались признать отставание в поставках и не предоставили информацию о том, какое оружие на Тайвань задерживается. Это утверждает WSJ.
Однако и американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности указала на задержки с поставками самоходных гаубичных артиллерийских установок Stingers и Paladin. «Перенаправление существующих запасов оружия и боеприпасов на Украину и проблемы с цепочкой поставок, связанные с пандемией, усугубили значительное отставание в поставках оружия, уже одобренного для продажи на Тайвань»,— сообщил WSJ.
– То есть, то, что предназначалось Тайваню, уходит на Украину?
– По существу – да. Американцы не скрывают, что продажи оружия Тайваню с 2019 года включают системы, которые также используются на Украине. В том числе — Javelin, ракеты Stinger, высокомобильные артиллерийские ракетные системы (HIMARS) и гаубицы. Тайвань также подписал в марте 2022 года соглашение о противокорабельных ракетах Harpoon, поставки которых запланированы не ранее 2026 года, сообщили WSJ официальные лица. На Тайвань обещанное оружие не пришло. И где все это «счастье»?
А вот где: Пентагон заявил, что отправит Украине артиллерийские боеприпасы, оружие и припасы на сумму до 400 миллионов долларов в рамках своего последнего пакета помощи.
Объявленный 23 ноября пакет помощи в области безопасности включает в себя больше боеприпасов для высокомобильных артиллерийских ракетных систем или HIMARS, высокоскоростных антирадиационных ракет или HARM, а также 200 высокоточных 155-мм артиллерийских снарядов. Об этом говорится в заявлении министерства обороны США.
Пакет помощи также включает в себя 150 крупнокалиберных пулеметов с тепловизионными прицелами, которые Украина может использовать для уничтожения российских беспилотников, а также 10 000 120-мм минометных снарядов и дополнительные боеприпасы для зенитно-ракетных комплексов или NASAMS, системы защиты, разработанные норвежской компанией Kongsberg Defense and Aerospace и американской фирмой Raytheon Technologies.
В пакет также входят 150 автомобилей Humvee, более 100 легких тактических автомобилей, более 200 генераторов, запасные части для 105-мм гаубиц и другого оборудования, а также более 20 миллионов патронов для стрелкового оружия.
– сколько всего денег США потратили на помощь Украине в ущерб Тайваню?
– Именно в таком ключе подсчитать «ущерб» Тайваню сложно. Но Пентагон заявил, что с 2014 года США предоставили Украине помощь в области безопасности на сумму около 22 миллиардов долларов, из которых более 19 миллиардов долларов поступило после начала военного конфликта в феврале 2022 года.
– Это вписывается в военный бюджет США?
– Сложный вопрос, бюджета пока нет. Двухпартийный закон</span, внесенный в Сенат, предоставит Пентагону полномочия по закупкам военного времени, что позволит ему использовать многолетние контракты для закупки большого количества высокоприоритетных боеприпасов, чтобы помочь Украине бороться с Россией и пополнить запасы США. И нет сомнения в том, что демократы и республиканцы в Конгрессе договорятся об увеличении военного бюджета, исходя из своего неприятия непокорной им России.
Но пресловутый дамоклов меч, занесенный над США, – китайский – никуда не денется. И уже не важно, что станет между ними «яблоком раздора» — Тайвань или какие-то острова вблизи Японии. Важно другое: Китай заявил о себе, как о серьезном конкуренте США буквально во всем. В том числе – и в вооруженном противостоянии. И вот тут Америке надо решать, что важнее: помогать Киеву или Тайбэю. Тут не пригодится якобы древняя мудрость, что нельзя складывать яйца в одну корзину. здесь – другой случай: или – или. Ошибка обойдется очень дорого.