Профессор Фадеев разоблачил шарлатанов, сулящих омоложение путем «настройки гормонов»
Что такое молодость — привлекательный внешний вид, определенный биологический возраст, хорошее <span class="wp-tooltip" title="Система субъективных ощущений свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие) так и частные пер, состояние здоровья, репродуктивное здоровье? Или это нечто большее? Есть ли способы сохранить ее максимально долго? Существует ли гормон молодости и у всех ли он есть? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «МК» рассказал заведующий кафедрой эндокринологии №1 ПМГМУ им. И.М.Сеченова, директор клиники эндокринологии ПМГМУ им. И.М.Сеченова, профессор, член-корреспондент ран Валентин ФАДЕЕВ.
Валентин Фадеев.
— Валентин Викторович, что такое молодость?
— Молодость — это прекрасный период жизни, когда человек достиг физической и репродуктивной зрелости. К сожалению, никаких других конкретных границ или параметров у молодости нет: она не измеряется ни календарным возрастом, о ее начале и окончании не свидетельствует никакое биологическое событие, ее невозможно оценить по уровню каких-то гормонов или другим тестам. Исключение в этом плане есть только одно, и только в женском организме.
В среднем примерно в 50–55 лет у женщин прекращают работать яичники, наступает постменопауза, и женщина становится неспособна к деторождению. говорит это или нет о завершении периода молодости в социальном смысле в современном обществе — не знаю. Возможно, что и нет, поскольку понятие молодости менялось в разные эпохи и во многом зависело от средней продолжительности жизни, которая в последнее время сильно возросла. Привлекательность — весьма неопределенное понятие, для меня привлекательно одно, для других — другое.
состояние здоровья и хорошее <span class="wp-tooltip" title="Система субъективных ощущений свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие) так и частные пер, увы, к молодости тоже не имеют особого отношения, поскольку болеть, и весьма тяжело, могут и совсем молодые люди. Ну а <span class="wp-tooltip" title="Система субъективных ощущений свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие) так и частные пер — это вообще очень сложно, если разобрать это слово по составу, получится «ощущение самого себя хорошо»! могу, например, сказать, что я сейчас ощущаю себя значительно лучше, чем, например, 10 лет назад, хотя тогда я был на 10 лет моложе.
Современное общество, социум, перенасыщенный, простите, даже количеством людей, неизбежно создает очень конфликтную среду обитания, в результате чего невротизация, тревожные и депрессивные расстройства сопутствуют нам уже начиная почти с детства. могу сказать, как практический врач, что молодых людей, которые в полной мере хорошо себя чувствуют и не чахнут в неврозах и детских комплексах, не изолируют себя в коконе социальных сетей и социопатии, сейчас куда меньше, чем 20 лет назад.
— Что чаще всего подразумевают под продлением молодости? Обращаются ли к вам пациенты с такими запросами?
— Конечно, обращаются, хотя этот запрос чаще бывает не прямой, но угадывается он очень четко.
Что подразумевается под продлением молодости? Чаще всего в это вкладывается некий сексуальный контекст: люди, чаще всего женщины, хотят выглядеть сексуально привлекательно вне зависимости от возраста. Мало кто из женщин вкладывает в «продление молодости» что-то другое, типа улучшения работоспособности и «творческого долголетия».
Для этого есть и определенные физиологические предпосылки, поскольку сексуальность и половое влечение у женщин часто бывают куда сильней выражены во второй половине молодости, чем в первой. Мужчины подразумевают под «продлением молодости» чаще всего тоже сексуальную активность, высокое половое влечение и вообще способность полноценно заниматься сексом.
Заметьте, я не имею в виду больных людей! Когда к человеку приходит болезнь или болезненная старость — запрос значительно видоизменяется, хотя, конечно, в сознании больного человека его прошлая здоровая жизнь ассоциируется именно с молодостью и лучшими годами.
— В самых разных публикациях в качестве гормонов молодости упоминаются эстрогены, инсулин, мелатонин и другие. Какие функции они выполняют в организме и какое отношение могут иметь к старению и продлению молодости?
— Давайте разберемся с несколькими ключевыми общими вопросами, и тогда все станет понятно. Во-первых, что такое гормоны вообще? Гормоны — это некие сигнальные молекулы, которые попадают в <span class="wp-tooltip" title="внутренняя среда организма и переносятся к другим клеткам и органам с целью передачи некоего сигнала. Это определенная команда, которая посылается из одного места в другое, чтобы подчиненная структура изменила свою работу. Основная задача обмена этими сигналами между разными органами и тканями через образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов»>кровь — приспособить работу организма к окружающей среде, обезопасить жизнь, сделать ее более комфортной, создать условия для воспроизведения потомства.
Есть ли гормоны, задачей которых является омоложение организма? Ответ: нет и быть не может! Еще один вопрос для желающих омолодиться: а кому это омоложение нужно с биологической и социальной точки зрения? человек, как известно, общественное животное, то есть без общества нам подобных мы не выживем как вид. Кому надо, чтобы вы выглядели сексуально в 70 лет? Да никому, конечно, кроме вас, ну и, может быть, вашей второй половины! С точки зрения социума и биологии в этом нет никакого смысла: вокруг море молодых людей, чья сексуальность как минимум реализуется в продолжение человеческого рода.
Нашей природе совершенно все равно, сексуально ли мы выглядим в 60–70 лет, в нас заложена программа, в соответствии с которой мы живем, размножаемся, стареем и умираем как минимум в нашей нынешней физической оболочке. Гормоны как раз и реализуют эту программу нашей жизни. Таким образом, если с возрастом в старости снижается уровень тестостерона или эстрадиола, это не означает, что организм стареет вследствие снижения гормона. Это снижение, наоборот, отражение реализации нашей биологической программы.
Уровень гормонов должен четко соответствовать в том числе и возрасту, и состоянию всех органов и тканей, иначе могут развиться тяжелые болезни, которые разрушат наш организм. Попытки просто увеличить уровень гормона у пожилых людей до «молодого уровня» заканчиваются либо ничем, либо ускоряют старение и смерть. Вывод: гормона молодости не существует. Это такой же Миф, как сказка про молодильные яблоки или Иванушку-дурачка, которого омолодил Конек-горбунок путем погружения в кипящее молоко.
Отдельные функции гормонов — эстрадиола, мелатонина, инсулина — хорошо известны, о них можно прочитать где угодно. Замечу лишь одно: гормон, который попадает в <span class="wp-tooltip" title="внутренняя среда организма, как правило, действует не на отдельные структуры, которые очень хочется омолодить (эластичность кожи, упругость груди, объем мышц, кровенаполнение половых органов), но и на все остальное.
Если мы назначим тестостерон пожилому мужчине, он подействует и на простату, где у него может зреть <span class="wp-tooltip" title="патологический процесс, и на миокард, сосуды которого уже не столь проходимы. А эстрадиол, назначаемый женщинам после прекращения работы яичников, не только ликвидирует климактерические приливы, но подействует и на порой измененную в этом возрасте <span class="wp-tooltip" title="мед. система клеток и межклеточного вещества молочной железы. Гормоны действуют системно, при этом в норме их продукция строго контролируется, а этот контроль многократно дублируется различными системами.
Итак, в функцию гормонов не входит омоложение организма, а старение является запрограммированным генетически биологическим процессом, в результате реализации которого уровень гормонов действительно может меняться.
— Некоторые клиники предлагают провести «настройку гормонов» — это полное шарлатанство или имеет смысл?
— В такой формулировке это, конечно, полный абсурд. Но я бы тут винил не «некоторые клиники», а общую необразованность клиентов этих клиник. Существование таких клиник зависит от денег, которые им принесут клиенты, поэтому реклама в полной мере будет соответствовать их запросам. Спрос на «настройку гормонов» рождает соответствующие предложения. здесь еще замечу, что бюджет большинства частных клиник, которые занимаются «омоложением», обычно на 70 и более процентов определяется количеством лабораторных и инструментальных исследований, которые назначаются клиентам.
В результате пациенты сдают десятки, а порой сотни анализов, им «фотографируют» все без разбора органы во всех плоскостях. Собственно работа врача является предпоследней статьей дохода, а сам врач выступает как некое весьма недорогое приложение к гормональной лаборатории или ультразвуковому аппарату.
Но и здесь виноваты скорее не клиники, а удивительно живучее и весьма дикое <span class="wp-tooltip" title="Образы представлений как правило менее ярки и менее детальны чем образы восприятия но в них находит отражение самое характерное для данного предмета Различия в яркости устойчивости и точности представлений памяти очень инди пациентов о том, что чем больше сдать анализов и чем больше сделать фотографий внутренностей, тем он будет здоровей и тем больше проживет. А если врач не отправляет на тонну исследований и ничего не назначает, это так себе врач и зачем он вообще нужен. Это ужасный и дикий лик современной технократии в медицине.
Поскольку я профессор, я могу себе позволить говорить пациентам то, что они здоровы, могу не отправлять их на исследования, которые им не нужны и могут принести им вред неизбежной неоднозначностью их результатов, я могу себе позволить не назначать, а отменять различные препараты, включая ведра биодобавок.
Среди всех приходящих ко мне на врачебный прием пациентов как минимум треть совершенно здоровы физически, у них нет никаких реальных эндокринных заболеваний, а помощь им нужна скорее психологическая. Так что приходится лечить не только эндокринные работоспособности»>заболевания, которые опасны для здоровья и жизни человека, но и последствия неправильного лечения или некоей «настройки гормонов». Перепрограммированием на молодость нормальные врачи заниматься не будут, а что касается пожилых пациентов, нужно бороться за здоровое старение, или старение без болезней.
— И все-таки, нужно ли здоровому человеку следить за своим обменом веществ, например, регулярно сдавая анализы на гормоны?
— Доверьте слежение за обменом веществ самому организму! Поверьте, что если бы нам это слежение кто-то доверил даже на минуту, это почти сразу закончилось смертью. Если у вас нет никаких эндокринных заболеваний, то регулярно сдавать анализы на гормоны совершенно бессмысленно, за исключением тех случаев, когда врач заподозрил у вас какое-то эндокринное <span class="wp-tooltip" title="заболевание — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности. Тотальная диспансеризация, которую начинают периодически пропагандировать, — как это было показано и доказано еще в прошлом веке — совершенно неэффективна.
Так называемые скрининговые обследования условно здоровых людей — вопрос, как это ни покажется многим странным, очень сложный и неоднозначный. Практически нет ни одного такого исследования, которое имеет смысл делать всем абсолютно людям, любого возраста. Я повторю еще раз одну очень важную и многократно пережеванную истин: любое медицинское исследование может нести не только пользу, но и вред, и опасность, при этом я не имею в виду физическую опасность какого-то инвазивного вмешательства.
Речь идет о том, что различить норму и патологию, здоровье и болезнь по результатам обследования человека, который не предъявляет никаких жалоб, очень сложно. Зачастую это приводит к постановке несуществующих диагнозов и назначению потенциально небезопасного лечения. В современном мире как никогда раньше стало очень легко превратить здорового в больного, при этом снять потом ярлык «больного» оказывается очень сложно. Таким образом, скрининговые исследования касаются не всех подряд, а отдельных групп населения, так называемых групп риска.
Маммографию нужно делать не всем женщинам подряд, а, в общей массе, женщинам старше 50 лет, обследование простаты — явно не молодым людям призывного возраста, а УЗИ щитовидной железы я бы, наверное, вообще запретил делать без прямых клинических показаний. В современном мире отправлять студентов на диспансеризацию, подразумевающую прослушивание их легких трубочкой, абсолютно бессмысленно, за исключением того, что они получают основание для прогула занятий.
Нет никакого смысла определять уровень <span class="wp-tooltip" title="Нерастворим в воде женщине в 30 лет, и нет смысла определять тестостерон у мужчины того же возраста, который не предъявляет никаких жалоб. Чем это опасно? Мы можем определить повышенный уровень <span class="wp-tooltip" title="Нерастворим в воде у юной дамы, но нет никаких доказательств того, что он в этом возрасте чем-то опасен, при этом найдется «добрый доктор», который назначит ей биодобавки для сосудов и убедит ее в том, что она смертельно больна.
В отношении тестостерона — на сегодняшний день методы определения тестостерона весьма неточны, а на результатах этого теста сказываются десятки факторов, о которых знают далеко не все. В результате по многим причинам у 30-летнего мужчины мы можем найти ложно заниженный тестостерон. Если мы его спросим о качестве его секса, мы наверняка услышим, что в 20 лет с этим было куда лучше, чем сейчас, в 30. Да и вообще он в свои 30 лет уже устал от жизни, что само по себе вкупе с «лабораторными находками» для многих «молодильных» целителей может стать «очевидным» показанием для назначения тестостерона. правда, лучше не лезть в «настройку гормонов» и омоложение — это очень сложно.
Таким образом, «гормона молодости» не существует, и если в пожилом возрасте некий гормон закономерно, генетически запрограммированно снижен — это совершенно не означает, что его назначение извне омолодит пациента! Более того, это назначение может быть опасно, поскольку происходит вопреки слаженно работающей программе, опять же запрограммированной генетически для каждого из нас.
Как таковые фатальные или «старящие» поломки чаще всего происходят не на уровне желез внутренней секреции, продуцирующих гормоны, а последние являются лишь сигнальными молекулами, а не неким волшебным эликсиром молодости. Определение гормонов в крови, вопреки рекламе и кажущейся простоте — очень сложный процесс, на котором сказываются очень многие факторы, а интерпретация результатов гормонального исследования требует высокой квалификации врача.