В Белоруссии официально введен закон о лишении неугодных гражданства
Ну вот, опять нас опередили: в России только разгорается дискуссия о лишении гражданства врагов государства, а в Белоруссии уже готов соответствующий законодательный акт. Однако переживать по поводу отставания от братьев-славян, равно как и радоваться этому, не стоит. Никакого эффекта, кроме пропагандистского, от этой «меры наказания» нет и быть не может. Да и пропаганда, если вдуматься, скорее со знаком минус.
фото: Global Look Press
Александр Лукашенко подписал поправки к закону «О гражданстве Республики Беларусь», принятые парламентом в середине последнего месяца прошедшего года. В числе прочих новаций, сообщает официальный сайт белорусского президента, предусмотрена «возможность утраты лицом белорусского гражданства, приобретенного по рождению, в связи с наличием вступившего в законную силу приговора суда Беларуси, подтверждающего участие данного лица в экстремистской деятель или причинение им тяжкого вреда интересам Беларуси, если такое лицо находится за ее пределами».
В принципе, лишение гражданства явление далеко не новое и весьма распространенное в мире. Скажем, согласно Европейской конвенции о гражданстве <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы вправе аннулировать Гражданство, если имярек добровольно поступил на службу в иностранные вооруженные силы, если причинил серьезный ущерб жизненно важным государственным интересам, если постоянно проживает за границей и утратил «подлинную связь» с государством и еще в целом ряде случаев.
При этом конвенция не делает никакого различия между гражданством приобретенным и гражданством по рождению — все равны. Но! «Государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства… если соответствующее лицо в результате этого становится лицом без гражданства» — гласит международный документ. Единственное исключение из этого правила — «приобретение гражданства… путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя».
Этого принципа стараются сегодня придерживаться и страны, не связанные конвенцией, по крайней мере те, которые хотят считаться цивилизованными и правовыми. Так что с этой точки зрения поправки, подписанные Батькой, действительно новация. Но главная белорусская национальная особенность находится за пределами и измененного закона о гражданстве, и вообще законодательного поля.
главное то, против кого направлен закон</span, его, так сказать, целевая аудитория. Есть основания подозревать (да, пожалуй, даже утверждать), что это белорусская оппозиция. Именно противники режима Лукашенко составляют основную массу фигурантов «экстремистских» дел. Среди них, например, соперник Лукашенко на последних президентских выборах Светлана Тихановская, занявшая по официальным данным второе, а по неофициальным — еще более высокое место.
Против Тихановской белорусские правоохранители возбудили сразу несколько уголовных дел, в том числе о «создании экстремистского формирования и руководстве им, финансировании его деятель с целью захвата государственной власти неконституционным путем». Она давным-давно объявлена в розыск, но результат розыскных мероприятий нулевой, ибо Тихановская столь же давно пребывает за границей. В общем, близок локоть — белорусская политэмиграция сосредоточена сегодня в основном в Польше и Литве, — да не укусишь. И поправки в закон</span о гражданстве на укус тоже никак не тянут. Решение из разряда тех, которые лучше всего описываются штампом «в бессильной злобе». <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ не в силах ни переубедить, ни наказать этих людей.
И махнуть на них рукой, похоже, тоже не может. То ли слишком велик ущерб от их деятель, то ли слишком велика неприязнь к уехавшим — такая, что «кушать не могу». Судя по всему, определяющим является последний фактор: ненависть явно застилает Лукашенко и К° глаза. Повторим: лишение оппозиционеров и инакомыслящих гражданства — признак не силы, а слабости, неустойчивости режима.
Внешне режим может казаться очень прочным. Советский режим, к примеру, вообще казался вечным. А лишенные им гражданства — навеки изгнанными. Александр Солженицын, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский… Список длинный. Но прошло по историческим меркам совсем немного времени — и изгнанники с триумфом вернулись на родину. Во всяком случае те, кто до этого дожил и захотел вернуться.