В спецшколе Екатеринбурга годами насиловали и обучали детей «по понятиям»
Дикая история произошла в казенной школе закрытого типа в Екатеринбурге, где воспитываются малолетние преступники и дети с девиантным поведением. Вместо того чтобы исправлять, школа прививала детям криминальные наклонности и порядки на протяжении ряда лет. Факты насилия над учениками, в том числе сексуального, вскрылись после того, как одному 13-летнему воспитаннику удалось сбежать…
фото: Александр Корнющенко
Ситуация как в триллере, правда, с отчетливым зоновским душком. Мальчик сбежал из закрытой школы. мама наняла адвоката, вместе они пошли в Следственный комитет. После чего в школе «запустились» различные проверки: СК и Минобразования Свердловской области, уполномоченного по правам ребенка и прочая. И на свет выплыли гнусные подробности.
Дети рассказывают, что один из воспитателей школы учинил в учебном заведении настоящую зону. За любую провинность в специальную тетрадь заносилась «палка». За 11 «палок» били ремнем. За более тяжкие провинности устраивали так называемый товарищеский Суд. По его приговору били уже серьезнее, чморили. Или насиловали в извращенной форме.
Воспитатель при этом предусмотрительно не присутствовал, исполнителями «приговоров» и экзекуций выступали 14-15-летние подростки. Учитель только все организовывал и подробно разъяснял, как правильно. Как, по зоновским «понятиям», поделиться по кастам, «зачуханить» или «опустить» провинившегося…
Проверки в школе идут уже неделю. Из Минобра области сообщают, что директор освобождена от занимаемой должности. По информации «МК», она получала квалификацию учителя географии, потом физкультуры, проходила переподготовку для работы с детьми с ОВЗ, по медиации и даже по коронавирусу. Но никак не по работе с правонарушителями, с детьми со склонностью к криминалу.
— Мальчику, которого они мучили, 12 лет, – рассказывает адвокат-представитель сбежавшего ученика Георгий Краснов. – Это не тот, который сумел убежать, другой мальчик. Он уже изъят из школы, он в другом месте, сыт, накормлен и доволен. Но, по рассказам других детей, все эти издевательства там продолжалось много лет. И, по рассказам учеников, директор и другие учителя знали обо всем, там давно это практиковалось.
Очевидно, что нужен контроль и внимание к данной системе специальных учебных заведений. Но мне, прежде всего, не хотелось бы, чтобы в этой истории крайними сделали 14-15-летних исполнителей «приговоров». Они тоже пострадавшие тут.
— За что дети попадали в эту спецшколу?
— В основном за кражи и другие мелкие правонарушения, совершенные до 14-летнего возраста.
— Что им грозит теперь?
— Пока ведется следствие. Но, вероятно, будет предъявлена статья 132, о сексуальном насилии. В той части, которая касается правонарушений несовершеннолетних. Срок до 20 лет, предусмотренный этой статьей, для них будет сокращен в 3-4 раза. Но, повторюсь, очень бы не хотелось, чтобы из них сделали крайних. А воспитатель и администрация остались в стороне.
— Как вам кажется, должны ли сотрудники таких спецшкол иметь профильное образование для работы с правонарушителями?
— Конечно, <span class="wp-tooltip" title="логика — наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений Основателем логики считается Аристотель Различают инд подсказывает, что да. Все-таки это очень специфичная область. И мы все заинтересованы, чтобы в нашем городе, в Екатеринбурге, дети, попавшие в такую казенную школу, перевоспитывались, а не выходили оттуда хуже, чем были, обученными всем зоновским понятиям, с искалеченной психикой. И еще больше испорченной биографией.
Напомним, реформа подобных школ запустилась десять лет назад: часть из них закрылась, часть вошла в обычные образовательные холдинги. На пользу это не пошло никому. Классы в казенных школах стали слишком большими, а в идеале там должно быть по 5-6 человек.
Исчез элемент социализации: ведь подчас туда попадают дети, не умеющие чистить зубы, стирать одежду или пользоваться столовыми приборами. Между тем психологи утверждают, что девиантное <span class="wp-tooltip" title="Целеориентированная активность животного организма служащая для осуществления контакта с окружающим миром В основе поведения лежат потребности животного организма над которыми надстраиваются исполнительные действия служащие демонстрируют 40% подростков. Из них 15-20% подвержены мелким правонарушениям, таким как кражи, хулиганство, бродяжничество. И очень важно работать с ними комплексно, сочетая социально-педагогическую помощь с психотерапевтической и медикаментозной. Разумеется, в специальных учебных заведениях с подготовленными к такой работе учителями и врачами.