В Арктике продолжает дрейфовать российское судно, вмерзшее в гигантскую льдину
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» продолжает дрейфовать вместе с огромной льдиной в Северном Ледовитом океане. В среду организаторы экспедиции из Арктического и антарктического научно-исследовательского института объявили о ротации участников.
В последних числах июля научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» отправится в высокие широты с новыми членами экипажа, дополнительным научным оборудованием и продовольствием, а обратно привезет тех, кто работал во льдах в течение почти десяти месяцев. Директор ААНИИ Александр Макаров рассказал о ходе уникального проекта и его первых научных результатах.
Работа ученых на дрейфующей льдине с керном на фоне платформы «СП». фото предоставлено ААНИИ.
С начала работы первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина прошло уже 86 лет. Его льдина проплыла за 9 месяцев более 2 тысяч километров, была вынесена на юг, в Гренландское море, где участников экспедиции сняли ледокольные пароходы.
Последняя советская экспедиция — «Северный полюс-31» в 1991 году завершалась более драматично: льдина, где находился лагерь полярников из 40 домиков, начала активно разрушаться – к моменту эвакуации с нее людей площадь льдины составляла всего лишь 200 на 300 метров, огромная трещина прошла через жилой комплекс, в воде оказались кают-компания, баня, дома механиков, магнитолога, гидрологов, два домика с продовольствием… К Счастью, 23 членов экспедиции тогда успели спасти.
Затем были и другие дрейфующие станции – в общей сложности за 75 лет было проведено 40 экспедиций «Северный полюс», каждая со своим порядковым номером. Последнюю команду полярников со станции СП-40 эвакуировали в 2013 году. Почти на 10 лет программа была приостановлена.
За этот период, чтобы больше не рисковать жизнями людей и ценным научным оборудованием, к 2022 году в России была создана уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». 17 сентября 2022 года она вышла из Мурманска, прошла три моря – Баренцево, Карское и Лаптевых – и «добровольно» вмерзла в гигантскую льдину площадью около 42 квадратных километров. Ее не раздавит льдами, как случилось с судном «Челюскин» в 1934 году, потому что она специально укреплена в расчете на такое сжатие.
Вот уже более 9 месяцев платформа «Северный полюс» дрейфует вместе с льдиной, перемещаясь в высоких широтах.
От точки старта в районе Новосибирских островов дрейфующая экспедиция переместилась более чем на 1300 километров, пройдя расстояние свыше 2700 километров. Направление движения соответствует расчетному: в ходе свободного дрейфа станция следует через приполюсный район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана.
Вид с платформы «Северный полюс». фото предоставлено ААНИИ.
Это одновременно научная база и безопасный дом. Безусловно, Папанин с коллегами о таких условиях могли только мечтать. На платформе – уютные одноместные каюты и 17 современнейших лабораторий, конференц-зал, салон для отдыха, баня и тренажерный зал с бассейном.
Как и предыдущие станции, СП-41 выполняет комплекс исследований в области океанологии, метеорологии, геологии и биологии моря в системе «атмосфера — снежный покров — морской лёд — приповерхностный слой океана».
– В настоящее время группой из 34 научных сотрудников получены уникальные научные данные, касающиеся геологии северных морей, картины перемещения океанических вод, – говорит Александр Макаров. – Отдельным результатом можно считать исследования процессов деформации корпуса самой платформы под воздействием льдов. Впервые в мире сам корпус судна рассматривается учеными как самостоятельное измерительное устройство!
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» фото: en.wikipedia.org
В целом же, по словам Макарова, помимо его института в исследованиях, которые проводятся в рамках СП-41, заинтересованы более 40 организаций Академии наук, различных ведомств. Так, на станции активно работают специалисты, изучающие механические и прочностные свойства льда, – гляциологи. Предполагается, что собранные ими данные повысят безопасность навигации по Северному морскому пути.
А метеорологи, которые исследуют тепломассообмен, дополнят своими результатами исследования закономерностей и причин изменения климата Арктики. В качестве инструментария у них сеть из 15 автономных морских буев, размещенных в пределах 16-километрового полигона вокруг станции.
Помимо всего прочего научная программа экспедиции включает в себя серию экспериментов, которые призваны улучшить результаты дешифровки и интерпретации снимков, полученных с космических спутников.
Образец льда, добытый участниками экспедиции. фото предоставлено ААНИИ
Нам удалось связаться с одним из участников экспедиции, ведущим инженером отдела ледовых качеств судов ААНИИ Владимиром Лихомановым.
– Расскажите, насколько комфортно вам работается на станции?
– Она очень удобна для работы и проживания. У всех отдельные каюты с санузлом, великолепное питание, масса вариантов для проведения досуга. К тому же у нас подобрался очень слаженный коллектив, многие члены которого имеют неоднократный опыт зимовок. Благодаря этому все возникающие вопросы рабочего или бытового характера решаются у нас очень быстро.
– Сталкивались ли вы на льдине с экстремальными ситуациями, связанными с погодными условиями или с угрозой со стороны арктических хищников?
– Был у нас экстрим: за семь месяцев моего пребывания на станции я застал два периода активных подвижек льда, во время которых по территории ледового лагеря, расположенного с платформой, проходили трещины. Нам приходилось эвакуировать часть оборудования и лабораторных домиков на борт станции. После таких подвижек приходилось несколько недель ждать возобновления работы на льду. Но работа продолжалась с борта судна.
Местных хищников — белых медведей – я встречал два раза, но оба раза они подходили к станции вечером, когда на льду никого из сотрудников уже не было, поэтому животные никому не угрожали.
На текущий момент станция «Северный полюс-41» находится севернее архипелага Шпицберген, в районе 83,5 градуса северной широты. По окончании ее работы через несколько месяцев платформа выйдет в свободные ото льда воды Гренландского моря, откуда своим ходом через пролив Фрама вернется в Мурманск.