Найденное в Испании скифское золото признали подделкой еще 15 лет назад
The New York Times со ссылкой на экспертов заявила, что скифское золото, обнаруженное в Испании, может быть подделкой. «МК» поговорил с директором музея-заповедника «Неаполь Скифский» Юрием Зайцевым и узнал, что эти подделки были обнаружены еще 15 лет назад.
— В одном из своих прошлых интервью вы упоминали о том, что уже видели эти драгоценности, и они оказались подделкой. Расскажите подробнее.
— Это было примерно 15 лет назад, нас с коллегой попросил провести экспертизу ценностей киевский «Родовид-банк». Он их то ли хранил, то ли взял под залог. Мы сразу поняли, что это подделка. несколько самых ярких украшений из найденных сейчас я точно тогда видел. Эти ценности – «перепевки» известных находок.
— Испанская полиция заявила, что эти ценности выставлялись в некоем киевском музее. Получается, там выставлялись подделки?
— Я не поручусь за этот момент, но в свое время в Киеве была собрана одиозная коллекция под названием «Платар». Эта коллекция состояла из очень большого числа древностей, артефактов. часть из них была настоящая, а часть — подделками. Там было очень много сомнительных вещей, которые явно были фальшивыми. Но именно тех, которые нашла испанская полиция, я не помню. Эта коллекция и в Киеве выставлялась, её и в Польшу, и в Америку возили. Возможно, что-то похожее на эти украшения там было, но я не поручусь.
— А как вы определили, что это подделка? Что выдает эти украшения?
— Подделку всегда хорошо видно. Во-первых, это сюжеты. Они скопированы с известной пекторали из кургана Толстая могила. Дело в том, что в древности вещи не делались серийно, каждая была абсолютно оригинальной. Конечно, они могли повторяться, но они всегда были по-разному выполнены. здесь они просто копируются. Видно, что в качестве образца использовалась также и пектораль с Таманского полуострова. Эти две настоящие пекторали друг с другом практически не похожи. Видно, что их чуть ли не один мастер делал, но они абсолютно разные. А те, которые нашли, только им подражают.
Во-вторых, состояние золота. Золото никогда не бывает таким ярким, его нужно для этого тереть до блеска. А древнее золото всегда подтемненное где-то, оно не бывает таким ярким и чистым. Есть еще большое количество нюансов, но их простому человеку уже сложно будет понять.
— Почему испанская полиция оценила находку в 60 миллионов долларов?
Эта стоимость может быть с потолка взята. Им кто-то сказал, и все. могли и миллион назвать, и сто миллионов. Такие же вещи в магазинах не продаются.
— А в целом такую подделку сложно сделать?
Для того, чтобы создать такое, даже поддельное, изделие, нужен высокий уровень мастерства. Это должен быть ювелир достаточно высокого класса.