Удушение, размозжение, оторванное ухо: названы причины ЧП на детских площадках
В России с 15 июля вступил в действие новый ГОСТ по оборудованию детских площадок. Он, в частности, окончательно ставит крест на всевозможном «самопале» и чудом выживших советских конструкциях. Чем провинились всевозможные «шинозавры» (одного из них недавно разобрали в Хорошево-Мневниках, к печали нескольких поколений жителей), разбирался «МК».
фото: mos.ru
Скандалы с уникальными площадками из кирпича, бревен, вторичных материалов, которые стали местными достопримечательностями, но внезапно демонтированы, возникают каждый год. Так, в Москве на Новоалексеевской улице при реконструкции практически исчезла площадка-аквапарк 1977 года постройки; деревянные комплексы, полюбившиеся жителям и часто ими же созданные когда-то, снесены в ЗАО. А только что в Хорошево-Мневниках исчез по-своему обаятельный «шинозавр» из старых покрышек, по которому лет двадцать лазали дети.
Бывают и более странные, на взгляд обычного москвича, случаи: например в Щукине, на улице Маршала Василевского, в 2021 году взяли и демонтировали очень неплохую детскую площадку с горками и лабиринтом. На ее месте установили пару качалок на пружинах — и всё. В управе района родителям объяснили, что срок эксплуатации комплекса истек, а новую площадку пока не профинансировали, благо вокруг альтернатив полно. Технические эксперты и власти признают, что такие решения на ровном месте создают конфликты, но считают, что регламенты «написаны кровью».
«Самым опасным спортивным оборудованием на детских площадках можно назвать футбольные ворота», — отметила Наталья Зинченко, эксперт по безопасности детских площадок при комиссии Минстроя по благоустройству общественных территорий. По ее словам, именно ворота дают наибольшее число смертельных случаев. «Крайне важно, как закреплены ворота. Если они падают, то не оставляют шансов ребенку, — считает эксперт. — Это либо размозжение грудной клетки, либо травмы головы, несовместимые с жизнью».
Ворота должны быть закреплены при помощи бетонирования, подчеркнула Зинченко. Ни приваренные, ни вкопанные, ни тем более привязанные к забору (бывают и такие случаи) столбы не обеспечивают безопасность. Кроме того, имеет <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" материал сетки — он тоже может быть травмоопасным.
много травм приносят удары о землю — именно поэтому стандарты предусматривают травмобезопасное покрытие. Оно, по словам Натальи Зинченко, может быть синтетическим (из резиновой крошки), песчано-гравийным, дерновым, из дробленой древесины. При этом оставить под детскими снарядами обычную лужайку-газон и заявить, что это дерновое покрытие, не вариант: дети быстро вытаптывают траву, и вместо дерна получается грязь. И зеленый «ковер» поверх бетона или асфальта тоже не годится.
В Хорошево-Мневниках навсегда исчез «шинозавр» из старых покрышек, по которому лет двадцать лазали дети. фото: Соцсети
Дети могут использовать и используют любые площадки, в том числе сломанные или покрытые глубоким снегом, отмечает эксперт. В первом случае они используют неисправное оборудование, которое может стать причиной увечий (глубокие раны, иногда и ампутация пальцев). Во втором — сугробы дети превращают в тоннели-норы. Смотрится это со стороны хорошо, вот только иногда тоннели заваливает, дети могут задохнуться, не в силах выбраться.
Угрозой для детей может стать экономия на самом игровом комплексе. Иногда застройщики или коммунальщики приобретают для двора многоквартирного дома «дачный» вариант детской площадки — такой годится для одной семьи, но никак не для целого двора. естественно, комплекс быстро ломается, а может и завалиться вместе с детьми.
«Когда по цене взлетел металл, производители начали экономить, чтобы вписаться в цены муниципального заказа, — отметила эксперт. — В итоге получили пул площадок из плохого металла тонкостенного, и уже 6 пальцев в этом году пострадали, из них две ампутации и 4 размозжения». Иногда производители вовсе не сертифицируют оборудование как детское игровое — предпочитают более мягкие нормы для малых архитектурных форм.
Опасной площадку может сделать кондовая, уже не применяемая в наши дни конструкция: типичный пример — качели на стальных трубах вместо цепочек. Либо неграмотный ремонт. Одно из недавних ЧП, рассказывает Наталья Зинченко, было связано с тем, что рабочий по распоряжению начальства заварил конструкцию, оставив в ней отверстие, в которую ребенок просунул голову. Итог: удушение. Еще одно ЧП произошло, когда отец пытался вытащить застрявшего головой ребенка из горки: ребенок, конечно, выжил, но краями узкого отверстия ему оторвало ухо.
Нормы проектирования площадок тоже соблюдаются далеко не везде — тем более что они достаточно сложные. «Карусель выше 12 см должна быть с юбкой, — напоминает эксперт. — Вращающиеся кресла нужно поднять над землей не менее чем на 40 см, чтобы не ударило по голове. Качели-гнездо часто монтируют слишком низко, а между тем самая нижняя их точка должна быть на высоте 35 см. В итоге поломанные ноги и испорченное оборудование».
За всем этим новый ГОСТ предполагает еще более тщательный контроль. И еще раз подтверждается: отработавшие свой срок конструкции должны быть «выкорчеваны» и вывезены в утиль, за нарушение этого правила коммунальщиков будут наказывать. Причем власти признают, что этот демонтаж идет «через бунт жильцов, скандалы, забастовки», но считают это правильным. Потому что с государственной точки зрения добиться порядка можно только жесткой сертификацией, борьбой с самопальными конструкциями и утилизацией площадок с просроченным техосмотром.