В МВД рассказали, кто становится киберпреступником и почему явление сложно победить
«Основная преступность переходит с «улицы» в «цифру», потому что там для его совершения не нужно волевое усилие. Киберпреступники относятся к нарушениям, как к игре – возможности заработка, своего рода «предпринимательству», поэтому в настоящее время отмечается беспрецедентный рост преступлений в сфере ИКТ. Цифра делает жизнь удобной, но она же открывает широкие возможности для хищения средств. наличие мобильного телефона и онлайн-аккаунта любого банка автоматически превращает человека в потенциальную жертву кибермошенников», – прокомментировал начальник Управления организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России генерал-майор полиции Филипп НЕМОВ.
Среди основных каналов совершения преступлений эксперт упомянул координацию между колл-центрами и возможность управления банковскими счетами дистанционно.
«Для изменения правил игры в нашу пользу, а не в пользу преступников, подведомственным Главным радиочастотным центром (ГРЧЦ) была развернута система «Антифрод». Она нужна для борьбы с телефонным мошенничеством, со звонками с подменных номеров. В настоящее время Центробанк, МВД, Минцифры и участники рынка обсуждают создание еще одной антифрод-платформы – для совместной работы банков и операторов связи: пока законодательного регулирования обмена информацией между ними нет. Банки поддерживают создание платформы. У операторов меньше энтузиазма, они лишь осторожно говорят об «информационном взаимодействии», опасаясь потерять доходы, поступающие сейчас от банков за предоставление данных», – отметил Немов.
Помимо финансовых потерь граждане, которые подверглись кибератакам, могут получить психологическую травму. Именно поэтому, добавил эксперт, сотрудники Министерства внутренних дел тесно сотрудничают с учеными и практикующими врачами, в особенности психиатрами, для составления портретов людей, наиболее подверженных кибератакам.
«Следите за своими родственниками и близкими друзьями, советуют врачи. Когда человек начинает совершать нехарактерные для него действия, занимает большие суммы денег, постоянно звонит в банки или получает от них оповещения – возможно, он стал жертвой мошенников. Кибератаки, как правило, успешны, когда воздействие на граждан осуществляется с целью оказания помощи правоохранительным органам, с целью выявления преступлений сотрудников банковской сферы. Мошенники под видом «сотрудников МВД или ФСБ» погружают человека в некую тайну. количество совершенных по данной теме киберпреступлений свидетельствует о том, что граждане охотно идут на контакт и хотят помогать правоохранителям. Плюс на стороне преступников находятся очень хорошие психологи, использующие реперные точки в общественном сознании: устойчивые представления о «коррупционных схемах нечестных банкиров», – пояснил Немов.
По мнению сотрудника МВД, для эффективного предотвращения и отражения кибератак следует работать в двух направлениях: затруднения коммуникации между злоумышленниками и потерпевшими и тщательный контроль за счетами злоумышленников.
«человек должен быть уверенным в себе: если откажет мошенникам в любой просьбе по телефону, жизнь не изменится. А вот если согласится, потеряет колоссальные суммы, а то и, при худшем раскладе, окажется за решеткой», – резюмировал Немов.
В том, что самым слабым звеном является пока <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы, уверены ряд экспертов.
«Необходимо работать на уровне государства: формировать четкую законотворческую базу по взаимодействию МВД с Центробанком и Минцифры, а также операторами сотовой связи – рассылать через них информацию гражданам по протоколу официального взаимодействия. Позитивно оцениваю закон</span, принятый Государственной думой, о самозапрете граждан на оформление банковских кредитов, который вступит в силу с 1 марта 2025 года. Для включения механизма нужно будет зафиксировать специальный запрет в своей кредитной истории через портал «Госуслуги» или в МФЦ. Достаточно заполнить шаблонное заявление, выбрав желаемые условия запрета. Эта услуга будет бесплатной и неограниченной по числу обращений. Также хочу отметить, что 95% хищений средств у граждан киберпреступниками осуществляется не с территории РФ, и, хотя правоохранительным органам удается «дотянуться» до той инфраструктуры, которая помогает совершать преступления, предлагаю вынести данный вопрос на уровень Совета безопасности России», – предложил председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена.
Как подчеркнул Константин Ремчуков, член президиума Общественного совета при МВД России, основную опасность представляют клоны страниц. Уровень мошенников позволяет продублировать голос обладателя аккаунта, что повышает шансы на успех кибератаки.
«Немаловажной деталью является то, что значительная часть российских киберпреступников – это подростки в возрасте 16-18 лет. Они делятся с родителями информацией о приобретении новых навыков, а для тех это может стать тревожным звоночком. Необходимо углублять работу Министерства внутренних дел со школами по вопросам профилактики киберпреступности», – добавил Ремчуков.
А вообще почва для кибермошенничества – это спам-звонки. «один из законов, которые необходимо принять Государственной думе в скором времени, – это административная, а при троекратном привлечении к административной ответственности – и уголовная ответственность за «холодный прозвон», так называемые рекламные спам-звонки. Во многих дружественных странах есть положительный опыт борьбы со спамом: как показывает практика, проблема перестает быть проблемой, когда компании, занимающиеся подобным «бизнесом», получают первую весточку от правоохранительных органов. думаю, общество скажет большое спасибо тому депутату, который выйдет с подобной инициативой. Со своей стороны, готов принять деятельное участие в разработке данного законопроекта», – призывает бывший член СПЧ, адвокат Шота Горгадзе.