«Российские войска берут Сувалкский коридор»: Европа готовится к войне с Россией
Странам Европы нужен аналог Iron Dome («Железного купола»), заявил глава крупнейшего оборонного концерна Германии Rheinmetall Армин Паппергер. Речь идет об израильской системе ПРО, предназначенной для защиты от неуправляемых ракет малой дальности и считающейся одной из наиболее эффективных и надежных в своем роде (а по некоторым оценкам, самой эффективной и надежной). Но предназначением европейского «купола» будет, понятно, не отражение палестинских ракетных атак, а защита от «российской агрессии».
фото: ru.wikipedia.org
О возможной войне с Россией сегодня в Европе не говорят, пожалуй, только ленивые эксперты и политики. Написание сценариев грядущего противостояния поставлено практически на поток: что ни неделя, появляются все новые — один другого красочнее и страшнее.
"Северный морской путь перекрыт, — живописует, к примеру, подробности предстоящего конфликта британская газета Daily Mail. — Российские хакеры дезорганизуют европейские транспортные коммуникации. Российские войска берут под свой контроль Сувалкский коридор. Ракеты атакуют гражданские объекты…"
Впрочем, некоторые детали этой впечатляющей картины выглядят фантастично даже с технической точки зрения. Такая, к примеру: "Русские танки, управляемые искусственным интеллектом, вторгаются в страны Балтии". Что заставляет подозревать, что ожидается этот кошмар не завтра. И предчувствие не обманывает. Процитированные "воспоминания о будущем" озаглавлены: "Как Россия атакует в 2044 году".
Насколько можно понять из текста публикации, в основу этого расчета положены заявления председателя Военного комитета НАТО Роба Бауэра. Голландец призвал правительства и гражданских лиц альянса готовиться к "кардинальным изменениям" в их жизни, предсказав крупномасштабный вооруженный конфликт в ближайшие 20 лет.
Ну а "воздушная" часть сценария зиждется на прогнозе генерала Бена Ходжеса, бывшего командующего армией США в Европе: "Если они (Россия. — "МК") примут решение атаковать НАТО, они будут запускать ракеты и беспилотники дальнего радиуса действия по всем основным морским портам, аэропортам и транспортным узлам, а также по крупным военным штабам, аэродромам и тому подобному".
Эти-то предсказания, судя по всему, и вдохновили руководителя Rheinmetall. Ну а еще, похоже, деловой расчет. Дело в том, что в числе прочего Концерн производит системы ПВО. Не такие, как, например, всем известная американская система Patriot или немецкая IRIS-T (последняя — продукция Diehl BGT Defence), которые поражают воздушные цели на расстоянии в десятки километров, а попроще, ближнего действия.
Новейшее "противовоздушное" детище "рейнметаллистов" — Skynex, представляющая собой самоходную зенитную установку, оборудованную автоматической пушкой Oerlikon Mk3 под снаряды 35-мм AHEAD (Advanced Hit Efficiency and Destruction — боеприпас программируемого подрыва), и активным радаром.
Максимальная дальность поражения целей — 4 километра. Так что для защиты от баллистических ракет Skynex не подойдет. Но для крылатых вполне сгодится. А для дронов — вообще идеальна. В своем классе это наиболее "продвинутая", наиболее эффективная система ПВО из представленных на мировом рынке оружия.
Пока, насколько можно судить, дело с продажами Skynex у концерна идет туговато. несколько таких установок переданы, правда, Киеву (на сегодняшний день Украина — единственный эксплуатант этой системы), но переданы, естественно, бесплатно. Это не бизнес.
Но если европейцы решат создать общий "Железный купол", предусматривающий в том числе защиту от дронов, то перед Rheinmetall раскинется поистине необъятный Рынок сбыта. В общем, игра, как говорится, стоит свеч. И шансы концерна на победу в ней, на золотой дождь госконтрактов, не так уж малы.
Стоит напомнить, что в августе 2022 года, канцлер Германии Олаф Шольц выступил с инициативой создания интегрированной европейской системы ПВО, включающей в себя противоракетную оборону. И не остался неуслышанным: по состоянию на январь 2024 года начинание поддержано девятнадцатью европейскими государствами. Ожидается, что в 2024-м к ней официально присоединятся Греция и Турция.
Проект получил название European Sky Shield ("Европейский небесный щит"). Но, похоже, история эта, как и все прочие истории, связанные с общеевропейскими проектами, долгая. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за полтора года с момента обнародования идеи, дальше разговоров дело не продвинулось. Да и разговоры идут, мягко говоря, разные: далеко не всем европейцам понравилась инициатива.
Среди тех, кому она категорически не нравится, ближайший сосед, союзник и партнер Германии — Франция. Французы называют проект запутанным и непродуманным. А главное, в нем совершенно проигнорированы французские ЗРК, в частности, "жемчужина" французской ПВО — SAMP/T (система "земля-воздух" среднего радиуса действия, совместная разработка Франции и Италии).
Для справки: предложенная конфигурация "щита" предполагает использование трех систем ПВО дальнего и среднего радиуса действия — Patriot (США), IRIS-T (Германия) и Arrow 3 (Израиль и США).
Словом, пока это не "Железный купол", а, скорее, "Железный капут". Но даже если в товарищах, паче чаяния, наступит согласие, это еще отнюдь гарантия того, что "Небесный щит" скоро станет былью. О том, насколько все запущено в Евросоюзе (в частности, в ее экономическом и политическом локомотиве, Германии), свидетельствуют тезисы недавнего выступления Олафа Шольца на конференции, организованной фондом Bertelsmann. Речь канцлера напомнила многим комментаторам выступления Михаила Горбачева в эпоху перестройки.
Шольц заявил, что Германии требуется "невероятное ускорение". Обосновывая свою мысль, канцлер рассказал о посещении им во время пребывания в Нью-Йорке знаменитого небоскреба Empire State Building (построен в 1931 году): "Поскольку я канцлер, мне объяснили, как это здание было построено. Кажется, года за три, если не меньше. Мы за этот срок даже не заканчиваем планирование… А посмотрите на скорость, с которой строятся города в Китае! Мы за этот срок не можем одобрить строительство дома типовой конструкции".
В общем, сроки начала большой войны, фигурирующие в разнообразных европейских сценариях "ужасного далека", определяются, похоже, не столько интуицией и/или аналитическими способностями прогнозистов, сколько осознанием ими возможностей Евросоюза и НАТО, времени, необходимого для подготовки: раньше просто не успеют.