Эксперт Корбут объяснил, куда пойдет российский хлеб, запрещенный в Европе
В Евросоюзе готовятся возвести непреодолимые барьеры на ввоз из России и Белоруссии зерна, семян масличных культур и продуктов их переработки. Уже в ближайшие дни Еврокомиссия может ввести пошлины на эту сельхозпродукцию в размере 95 евро за тонну.
фото: freepik.com
По замыслу чиновников Евросоюза, такая высокая пошлина приведет к росту цен на зерно из РФ минимум на 50% и «уничтожит спрос» на российскую продукцию.
Отмечается, что пошлина могла бы быть и выше 95 евро. Однако выше уже некуда: это верхний потолок, разрешенный Всемирной торговой организации — ВТО.
Экспорт зерновых, семян масличных культур и продуктов их переработки из России в Евросоюз в минувшем году составил рекордные 4 миллиона тонн. Для самой Европы это капля в море — всего один процент от общего объема потребления, Потому она со своим санкциями может куражиться, как захочет. Этот самый процент она наберет где угодно.
правда, некоторые эксперты считают, что на самом деле старушка-Европа покупает российской пшеницы больше. Но делает она это не напрямую, как все честные государства, а через третьи страны. Допустим, перекупает у Алжира или у Бангладеш. С одной стороны, как бы показывает, что ей вообще не интересен российский продовольственный Рынок, а с другой — экономит на издержках. Ведь в небогатые дружественные страны Москва продает хлеб с существенными скидками.
Ну, это то, что касается Европы.
Однако потеря Россией 4 миллионов тонн экспорта — это достаточно значимые объемы. Особенно, учитывая тот факт, что в нынешних условиях рынки сбыта в мире мы отвоевываем с большим трудом. Логистика, благодаря всевозможным запретам, осложнилась донельзя. Уже все черноморское побережье России объявлено рискованной зоной. И чтобы застраховать груз из России, нужно заплатить до 5 % стоимости судна. Иначе ни один корабль в наш порт не зайдет..
Каким образом очередной «наезд» на российский АПК может сказаться на планах зерновой отрасли? Об этом мы спросили независимого аграрного эксперта Александра Корбута.
— Четыре миллиона тонн — это не только пшеница, а и вся зерновая продукция: шрота, семена масличных культур, — поясняет он. — Евросоюз в состоянии кататонического возбуждения отказывается от российского зерна. Видимо, фантазий на какие-то другие меры там уже не хватает. Но зерновых в страны ЕС мы поставляем 1-1,5 миллиона тонн, это немного.
Решение Брюсселя, конечно же, политическое. Чтобы погасить страсти западных фермеров, которые протестуют против дешевого зерна с Украины: она сильно демпингует на поставках Однако Киев они ограничить не могут, неправильно поймут — все-таки, партнеры. Решили «перевесить собак» на Россию.
— Но по международным законам, экспорт продовольствия, кажется, не может попадать под санкции?
— Да, когда они вводили ограничения, то всякий раз кричали, что санкции не затрагивают продовольственные товары и удобрения. А сейчас формально санкции и не вводятся, задействуют повышенную пошлину.
Это чисто бюрократическая игра. Если учесть небольшие объемы, то можно сказать, что существенного негативного влияния на Россию эти меры не окажут. Как и позитивного для Европы. Все остаются более-менее при своих интересах. Зато еврочиновники смогут рапортовать, что меры приняты и европейские фермеры защищены.
— Если пошлину введут, кто и кому должен платить эти 95 евро?
— В любом случае, пошлина будет перекладываться в цену закупки. Если тонна пшеницы стоит, допустим, 200 долларов, то к ней добавится еще 95 евро.
— На нашем зерновом рынке или на мировом эта пошлина отразится?
— Никак, слишком малые объемы поставок и слишком большие у России возможности перенаправить товар на другие страны.
— Но куда, например? Мы, кажется, зашли уже во все заинтересованные страны со своим хлебом …
— Поиском новых рынков постоянно занимаются российские экспортеры. Кстати, этот один миллион тонн зерновых, от которых де-факто Брюссель отказывается, в этом году уже продан Евросоюзу. Речь идет о будущем. И у нас есть время переориентировать свои потоки на другие направления. Что касается ситуации на мировом рынке, то там эту пошлину даже не заметили На Чикагской бирже стоимость пшеницы майского контракта 204 доллара за тонну. В Европе майский контракт немного дороже — 222 доллара.