Правительство снизило порог обязательной продажи валютной выручки: рубль сразу ослабел
Правительство смягчило требование об обязательной продаже валютной выручки. Теперь компании-экспортеры должны зачислять на счета в России не 80% своих валютных поступлений, а только 60. Эта мера будет действовать до конца апреля 2025 года. А проводится она «с учетом стабилизации курса рубля и достижения достаточного уровня валютной ликвидности», говорится в сообщении кабмина. рубль сразу отреагировал: если до этого в течение недели он резко укреплялся к доллару и евро, то 21 июня снова отыграл назад.
фото: Алексей Меринов
Получается, что требование об обязательной продаже валюты экспортерами не зря названо выручкой. Оно и вправду выручает наши монетарные власти в годину тяжелых валютных испытаний. После того как 12 июня против России были введены запреты на биржевую торговлю долларами и евро, наш рубль стал заметно укрепляться.
Неделю денежные власти за этим наблюдали, а потом решили, что хорошего понемножку, пора рублю и честь знать. И хотя глава Центробанка Эльвира Набиуллина не раз заявляла, что продажа валютной выручки не оказывает существенного влияния на курс рубля и является скорее психологическим фактором, оказалось, что это не совсем так.
Как только в пятницу 21 июня правительство объявило о снижении порога продаж с 80 до 60 процентов, рубль по отношению к доллару и евро тут же перестал укрепляться и опять пошел вниз. Судите сами – 20 июня курс доллара был 82,6 рубля, а евро — 89 рублей. А уже с 22 июня ЦБ установил курс доллара в 87,9 рубля, а евро — 94,2 рубля.
рубль отыгрывает назад, к привычным и комфортным для всех показателям, близким к тем, что были 11 июня – до введения санкций против биржи. Другое дело, что будет с курсом национальной валюты в перспективе? Найдет ли рубль точку равновесия, как было в первом полугодии? Или начнет слабеть дальше? Многие эксперты уже предрекают, что не за горами тот день, когда доллар «улетит» за 100 рублей.
И к такому «заоблачному» сценарию есть объективные предпосылки. Возможно, главный из них — Минфину невыгоден сильный курс национальной валюты. В условиях дефицита бюджета ведомству необходима рублевая масса — и чем больше, тем лучше.
— В одном из своих интервью вы прогнозировали, что после 12 июня наш рубль начнет укрепляться. Но похоже, что его хватило не надолго… За 100 рублей по доллару перевалит?
— Всегда говорил и буду говорить, что наша национальная валюта сильно недооценена, — утверждает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. — Но сейчас дело не в этом. За 100 рублей доллар однозначно не перешагнет. Полагаю, что он вернется к своим прежним значениям — 91-92 рубля. Если бы курс устанавливался на биржевых торгах, как раньше, можно было бы говорить про 95-96. Но сегодня механизм формирования курса изменился, он стал другим, и кстати, более точным: исчезла биржевая спекулятивная составляющая.
— Но каким образом курс национальной валюты связан с продажей выручки экспортерами?
— Она была введена для того, чтобы эти средства приходили на биржу, тем самым увеличивалась продажа валюты и укреплялся наш рубль. Это был стабилизирующий для рынка фактор: при увеличении потока валюты сглаживались скачки курса, было меньше конъюнктурных колебаний.
Теперь торгов токсичными валютами на бирже нет, курс определяется другим образом — по внебиржевым сделкам и с привлечением других данных. Условно — это определение курса Центробанком «вручную», путем расчетов.
В общем, валюта становится более управляемой, необходимость в том, чтобы на торги «выплескивались» большие объемы валюты для стабилизации курса рубля, пропала, такой остроты уже нет.
— Кто от снижения порога продажи валютной выручки выиграет? Наверное, в первую очередь, экспортеры?
— Конечно, у них на счетах будет оставаться больше валюты, ее не нужно конвертировать то в одну, то в другую сторону. В такой ситуации всегда сохраняется возможность риска. Скажем, продал по низкому курсу, а завтра понадобились доллары, но покупаешь по высокому курсу.
Да, в чем-то мы получаем выгоду — правительство заинтересовано в рублевых доходах в бюджет. Но то, что выигрываем на экспорте, проигрываем на импортных операциях. При дешевом рубле импортеры платят больше, не говоря уже о товарах на потребительском рынке. Что, в свою очередь, дает прибавку к <span class="wp-tooltip" title="инфляция в психологии — Затопление сознания содержанием берущим начало в коллективном бессознательном и связанным прежде всего с энергией либидо Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь то . Не исключаю, что в конце года И будет на уровне 8,5-10%. С чего бы ей стать меньше?