Юрий Борисов об уходе с МКС: оставаться до 2030 года резона нет
Ясность в планы об уходе России с МКС внес в пятницу глава Роскосмоса Юрий Борисов. «Мы намерены это сделать не с 2024 года, а после 2024 года. В русском языке это две большие разницы», – пояснил генеральный директор госкорпорации. процесс ухода, по его словам, может занять два года, тянуть до 2030-го никто не собирается.
фото: Роскосмос
Как сообщили в Роскосмосе, пояснения Борисов дал одному из телеканалов, который сопровождал его в НПО им. Лавочкина. Конечно, всех интересовало прежде всего, когда все-таки Россия скажет «прощай» Международной космической станции. Разговоры об этом начались в прошлом году, после того, как генеральный конструктор РКК «Энергия», академик ран Владимир Соловьев на одном из заседания Совета ран по космосу заявил о риске лавинообразного выхода из строя множества систем российского сегмента станции, которые давно выработали свой ресурс.
Борисов подтвердил необходимость ухода с МКС после 2024 года и строительство новой станции РОСС на недавней встрече с президентом Владимиром Путиным. Оставалось не до конца ясно: насколько срочно мы будем покидать станцию, на сколько лет растянется процесс?
«Если говорить о сроках прекращения участия России в проекте МКС — мы заявили о том, что намерены это сделать не с 2024 года, а после 2024 года. В русском языке это две большие разницы», – ответил в НПО им. Лавочкина Борисов.
Далее пояснил все очень детально с технической, научной и политической точек зрения.
Глава Роскосмоса напомнил, что российская сторона несла основную тяжесть в проекте МКС по становлению и работе станции, особенно на первоначальных этапах. «На сегодняшний день ресурсы основных модулей выработаны многократно, гарантийные обязательства уже давно превышены. Если говорить откровенно, здесь первоочередным становится вопрос жизни не только российских космонавтов, но и американских астронавтов и других международных экипажей», — сказал Борисов.
Объяснил он также, откуда взялся именно 2024 год: по авторитетному мнению многих специалистов, вероятность наступления лавинообразного выхода из строя многих систем возможна после 2024 года.
Поскольку с закрытием российской страницы МКС все опасаются, не окажутся ли не у дел на долгие годы наши космонавты, Борисов особо пояснил, что пилотируемая космонавтика будет, безусловно, сохранена: «Для нас космонавтика — это национальное достояние…». Для пилотируемых пусков будет построена новая российская станция, от которой будет зависеть развитие российской пилотируемой программы. «И вот этот переход — завершение работы на МКС и начало работы на российской станции — безусловно, должен быть синхронизирован», – добавил Борисов.
В ответ скептикам, которые ратуют за продолжение работы на МКС вплоть до 2030 года, гендиректор Роскосмоса ответил: «Каких-то дополнительных дивидендов от растягивания этого процесса до 2030 года, мы не видим. А средства, которые будут тратиться на поддержание российской части и нашего участия, огромные».
Что касается обязательств перед американской стороной, они четко регламентированы. «Мы должны за год предупредить наших коллег, что по таким-то обстоятельствам мы это будем делать, – сказал Борисов. – Мы об этом пока не предупреждали, в этом нет никакой необходимости. Мы просто сказали, что после 2024 года мы начинаем процесс выхода. Будет ли это в середине 2024 года или в 2025 году — все это зависит, на самом деле, в том числе от состояния работоспособности самой МКС. Но то, что мы начнем это делать — тоже никакой не секрет, и об этом я доложил Президенту. больше того, скажу, что этот процесс носит не сиюминутный характер. По оценке специалистов, он может растянуться до двух лет».