Екатеринбург сохранил статус национального чемпиона по магазинам
Сразу три российских города-миллионника опередили Москву по количеству торговых площадей на тысячу жителей. По прогнозам аналитиков, через полгода года отрыв региональных лидеров от столицы только увеличится.
фото: Наталия Губернаторова
По оценке консалтинговой компании Nikoliers, по итогам I полугодия 2024 г. в топ-3 городов-миллионников с наилучшей обеспеченностью торговых помещений попали Екатеринбург (846 кв. м. на 1000 человек), Краснодар (785 кв. м.) и Самара (720 кв. м.), которая в конце прошлого года была второй. Отметим, что Екатеринбург удерживает Лидерство в национальном рейтинге с 2021 г. И в ближайшее время вряд ли он уступит пальму первенства: в 2025 г. в уральской столице достроят ТРЦ «Золотой» площадью 138 тыс. кв. метров, что увеличит показатель обеспеченности до 967 кв. метров на 1000 человек.
Москва в списке оказалась только на четвертом месте. Сегодня в Белокаменной на 1 тыс. жителей приходится 635 кв. м. По данным CORE.XP, в январе-июне 2024 г. в городе ввели 73,3 тыс. кв. м торговых площадей. Однако из-за большого количества жителей новые объемы не сильно улучшили рейтинг. Из положительных тенденций в Москве можно отметить снижение вакантности торговых помещений. правда, этот тренд наблюдается только на пешеходных улицах.
Как пояснила директор направления стрит-ретейла NF Group Ирина Козина, снижение вакантности связано с увеличенной активностью со стороны как локальных fashion-брендов, так и рынка общественного питания на улицах Москвы. Наибольшее сокращение доли свободных площадей отмечается на Кузнецком Мосту. Среди пешеходных улиц столицы РФ пустых торговых помещений стало больше только в Столешниковом переулке.
За Москвой в рейтинге расположился Нижний Новгород (601 кв. м). Санкт-Петербург, который сегодня идет шестым с показателем 580 кв. м. Три последних места рейтинга по обеспеченности торговыми площадями заняли Волгоград (303 кв. м), Омск (309 кв. м) и Пермь (317 кв. м).
«За последние два года ввод торговых центров в России оказался рекордно низким, что также сказывается на обеспеченности торговыми площадями российских городов», — отметила партнёр Nikoliers Анна Никандрова.
До конца этого в российских городах-миллионникам планирует ввести в эксплуатацию 867,8 тыс. кв. м новых торговых центров. Однако сдадут меньше — на уровне 430 тыс. кв. м., поскольку как считают аналитики, ввод части проектов, скорее всего, будет отложен.
Популярный несколько лет назад формат гипермаркетов, похоже, выходит из моды. Все больше россиян предпочитают покупать товары в магазинах «у дома» или через Интернет. Негативно повлиял на оборот крупных и средних ТЦ уход иностранных брендов . Как отметили эксперты проекта Commers Estate, в этом году из-за потери арендаторов и недостатка доходов
некоторые торговые центры закрылись или перепрофилировались в склады. Сегодня востребованы только торговые центры, которые находятся в стратегически выгодных локациях: у станций метро и с крупными жилыми массивами. Такие объекты способны привлечь значительный поток покупателей за счет удобного расположения и грамотной концепции. ТЦ, не имеющие таких преимуществ, постепенно уходят с рынка, на их месте появляются жилые комплексы или бизнес-центры.
В текущих условиях появился шанс у малого бизнеса. Небольшие торговые центры площадью менее 30 тыс. кв. метров, находящиеся в удачных локациях, могут оставаться актуальными при незначительной корректировке концепции. Такие торговые площадки, благодаря своему расположению, могут стабильно привлекать посетителей и быть прибыльными, — полагают эксперты.