Ученые объяснили удивительный фактор выбора продуктов в магазинах
До недавнего времени никто не понимал, что побуждает людей выбирать определенные продукты, а маркетологи знали, что покупают потребители, но не почему. Поэтому ученые изучили стратегии выбора покупателей, надеясь использовать эту информацию для того, чтобы помочь им сделать более здоровый выбор.
фото: Наталья Мущинкина
Если представить, что человек находится в своем любимом супермаркете, то, когда он стоит перед полкой с крупами, его может ошеломить множество альтернатив: на некоторых продуктах написано, что они «обезжиренные», на других — что они «полностью натуральные», а торговая марка «фермерское» в супермаркете находится с лучшими марками, которые вы обычно выбираете.
До недавнего времени никто не знал, что мотивирует решения о покупке. Именно поэтому в Университете Антверпена провели исследование, в ходе которого неоднократно предлагали людям выбирать между двумя товарами и анализировали их решения. Было обнаружено, что существует три типа покупателей: первая группа неизменно выбирает самый полезный продукт из доступных, вторая группа всегда выбирает свой любимый бренд, а третья группа целенаправленно выбирают наименее полезный продукт.
Решения именно этой группы могут показаться странными, но их рассуждения основаны на интуитивном понимании того, что «полезные продукты не могут быть вкусными». Дело в том, что в настоящее время в Европейском союзе ведутся ожесточенные дебаты о том, следует ли сделать обязательными маркировку пищевых продуктов по всей Европе. В то же время значительная часть покупателей считает, что полезные продукты имеют неприятный вкус<.
В ходе исследования ученых больше всего интересовал эффект от новой торговой марки под названием Nutri-Score. Она была разработана, чтобы помочь людям с выбором продуктов, и сейчас готовится к тому, чтобы стать официальной европейской торговой маркой. Этикетка ничего не может сказать вам о цене продукта, но, по крайней мере, человек знает, за что платит: она информирует о полезности этого продукта.
Nutri-Score была разработана учеными. Им потребовалось четыре года сотрудничества, разработки, расчетов, тестирования и доработки, чтобы создать этот бренд, который до сих пор регулярно оценивается и обновляется. Нет никакой «пропаганды здорового образа жизни» ради продажи продукта. Этикетка Nutri-Score присваивает оценки на основе относительной полезности продукта. Лучшая оценка по питательности — «А», а худшая — «Е».
Перед проверкой Nutri-Score придется перевернуть каждый йогурт и сориентироваться в цифрах и терминах на обратной стороне каждой упаковки. Также ученые создали рейтинг питательных веществ: для оценки сопоставимых вариантов в рамках одной категории продуктов.
Ученые подчеркивают, что Nutri-Score не является маркетинговой аферой и может быть очень эффективным инструментом, если использовать его в рамках определенной категории продуктов.
Все люди совершают покупки, руководствуясь своими личными приоритетами, а также исходя из того, что, по мнению покупателей, они знают о товарах. К сожалению, <span class="wp-tooltip" title="(от англ market — рынок) — стратегия организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы ориентированной на рынок; система мероприятий фирмы направленная на изучение и формирование потребительского спроса", существующие <span class="wp-tooltip" title="Характеристика личности Представления о нормативном поведении ставшие внутренней мотивации О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятств и «интуиция», какими бы разумными они ни казались, могут сбить с пути истинного. Исследователи прилагают все усилия, чтобы предоставить каждому доступную для понимания информацию о продуктах на полках супермаркетов, чтобы каждый мог принять обоснованное решение о том, какие продукты он покупает, и при этом улучшить своё здоровье!