Парадоксы статистики: дефицит педагогов есть, но число учителей не падает
Начало сентября в медийном пространстве посвящено школам. Всех живо интересует 1 сентября, когда на школьный двор ступают трогательные первоклашки, друзья по классу собираются в стайки, а выросшие за лето старшеклассники не узнают друг друга. Все там были, все ходили школярами. И заново проходят эту школу жизни вместе с детьми и внуками.
фото: freepik-ru.freepik.com
В чреде публикаций «к 1 сентября», рассказывающих о новых предметах, перспективах ЕГЭ или «трудностях перевода» с плохо говорящими по-русски учениками, выделялся материл в «АиФ» («Аргументы и факты»). Посвящена публикация была также дежурно обсуждаемой теме, дефициту школьных учителей.
Но, в отличие от сонма статей на похожую тему, «АиФ» решил углубиться в проблему, собрав попредметную статистику. Каких именно учителей нам не хватает (или достаточно?), где именно и почему.
Картина, которая вырисовывается благодаря довольно поверхностной, но все-таки аналитике, в очередной раз демонстрирует несостоятельность подхода «в среднем по больнице». Это когда сложный, многокомпонентный процесс берутся описывать одномерно.
Опираясь на официальную ведомственную статистику, «АиФ» приводит такие цифры: в России сейчас 13 миллионов 400 с лишним тысяч учеников. И около миллиона трехсот тысяч школьных работников, «чисто» учителей 682 тысячи. И в среднем, получается не так уж плохо, по 15 учеников «на брата».
Но если глянуть предметно, так сказать, на недостаток учителей по отдельным школьным предметам, в особенности за 5-11 классы, выходит совсем иной порядок величин. На каждого учителя географии в стране, к примеру, приходится 483 ученика. На каждого историка чуть лучше – 185 учеников, у среднего «русиста» 98 «голов». Не очень сопоставимо с 15 «среднестатистическими» учениками, получается, да и к реальности не применимо. Школа – не тренинг личностного роста какой-нибудь, чтобы залами учиться. Кажутся непонятной абстракцией 480 учеников.
Для большего понимания, «МК» тоже погрузился в официальную статистику с головой. И обнаружил, что пресловутая нехватка учителей имеет все признаки «квантовой неопределенности»: дефицит педагогов есть, но число учителей не падает, а растет…
В школах вообще, можно сказать, выявлены процессы шекспировского масштаба. «В делах людей прилив есть и отлив, с приливом достигаем мы успеха…» Настоящий учительский отлив по данным Росстата приключился в 2008-2009 годах. Тогда всего за два года из школ уволилось 346 человек (что там нехватка 250 тысяч, о которой горюют в профсоюзе). Целое «черное» биеннале, чем вызванное, нужно серьезно разбираться. А ведь еще в 2003 по всей стране насчитывалось более 1,8 миллиона учителей. Этот факт требует отдельного осмысления, «МК» обязательно еще к нему вернется.
Эти же годы, отметим в скобках, ознаменовались и демографической ямой, плодами знаменитых «лихих 90-х», когда многим было страшно рожать детей. «Нехватка» учеников в школах на тот период по сравнению с предыдущими годами – 200 тысяч человек.
И, наконец, падение количества педвузов: если в 2005 в году в стране работало 74 специализированных педвуза, где готовили учителей, к 2020 их осталось 33. сейчас 37 – ситуация исправляется.
Графика: Андрей Аракчеев
Говоря о графике общей численности учителей в РФ, заметен и другой неочевидный факт – в пандеймийные 2020-2021 «кривая» отличается прямизной. Никакие сложности дистанта и последующего нагона материала, получается, массового оттока педагогов не вызвали. Согласно статистике, тогда уволилось по всей стране менее 100 тысяч человек.
Отраслевой баланс по специальностям – штука совсем уж бюрократическая, прозаичная. Но внимательное изучение данных о статистическом колебании численности педагогов по предметам и направлением приводит к интересным выводам. Местами даже сенсационным. например, в начальной школе, где и сегодня ситуация с нехваткой учителей самая «спокойная» по стране, к 2030 году может образоваться переизбыток учителей аж в 77-115 тысяч человек. Прогностическая модель численности работников в школе учитывает также нынешний спад рождаемости, проблемы с демографией. И первыми с ними столкнутся в начальной школе.
Заглядывая в наше будущее, куда важнее сегодня правильно оценивать количество и качество школьной подготовки по точным и естественно-научным дисциплинам. Тем предметам, которые стратегически важны для военно-стратегического, промышленного потенциала страны в условиях санкций и обострения внешнеполитической обстановки.
Математика, информатика, физика, химия и биология – как с учителями по этим предметам? Не стали хуже уроки по «точным» дисциплинам, с которыми некогда блистал СССР? А то среди репетиторов распространилась мода учить математике по советским учебникам…
Начиная от печки таких «ностальгических» суждений, можно взять за точку отсчета 1956 год. «Математика» тогда считалась царицей всех наук, но суммарное число учебных часов в неделю в средней школе по математике было меньше, чем сейчас. 30 часов против 34 в 2024 году. Физика – тогда было 8, стало 10 часов. Информатика – сейчас 6 часов, а при Хрущеве, понятно, предмета не существовало.
Как и профильности классов, разумеется. Да и всерьез сравнивать «тогда» и «теперь» дело неблагодарное. Зато в переделах нескольких лет, динамика репрезентативна. И особенно заметно продвижение вперед в технологических, химико-биологических и физмат-классах. Всего за три года, их количество выросло: почти на 2 тысячи у «химиков», на 440 у «физмата» и на рекордные 4 тысячи с лишним классов у «технарей».
Логично предположить, что при подобном «приливе» в стратегически важных направлениях школьного обучения, при росте часов, большого дефицита учителей-предметников в «точных» науках, в IT, у «естественников» не наблюдается.
Графика: Андрей Аракчеев
По официальной статистике, число учителей математики в российских школах за пять лет выросло с 141,2 тысяч до 161, 1 тысяч, это 2017-2023 годы. Учителя физики прибавили: с 41,7 тысяч до 46,4 за тот же период. «Химиков» тоже стало больше на 1800 человек, «биологов» – почти на 4000. Учителей информатики – на 1,5 тысячи человек. И снова нет снижения числа учителей-предметников в 2020-2021, не смотря на пандемию.
Разумеется, никто не говорит о том, что наши педагоги и наставники переполняют школы, что они сами обеспечены «под завязку», а директорам пора почивать на лаврах. Но, определенно, движение есть, причем в правильном направлении. Или, уже по отечественному классику Маяковскому, работа «будет сделана и делается уже».
«Грудой дел», в данном случае, выступают единые тарифы оплаты труда учителей. «Суматохой явлений», скорее всего, выглядят, учебники.
В недавние времена число рекомендуемых учебников и пособий по каждому предмету могло достигать 25-30 единиц, а в отдельных случаях, доходило и до 100. Учителю в таком многообразии непросто ориентироваться, даже если он дока семи пядей во лбу и высшей категории.
Графика: Андрей Аракчеев
В ближайших планах по упорядоченью этого «разночтения» – единые рекомендованные учебники по каждому предмету. Особенно это касается стратегически важных школьных предметов: математики и естественно-научных дисциплин, работы над учебниками по ним ведут профессионалы ран, МГУ и МФТИ. Цена новых учебников тоже будет единой и подъемной для всех: 209 рублей в твердом переплете вместо 1000 рублей в мягком, как бывало.
Учителей-математиков, информатиков и «естественников» ждут дополнительные возможности повышения квалификации, классы – дополнительное оборудование. Абитуриентов, дерзающих поступать на «педагогический» по перспективным направлениям – скорее всего, ожидают профильные экзамены. Что объяснимо: просто «набрать народу» школам недостаточно. Нужны и количественные, и качественные усилия для преодоления разнообразных «отливов» прошлого в преодолении «рифов» настоящего. Ну что курс взят верный, это, сейчас, можно сказать. А профильные стратегически важные дисциплины стали для него сигнальными огнями.