Разгадку тайны самолета Леваневского надеются обнаружить на острове Канадского архипелага
85 лет назад произошло событие, которое готовили, как один из триумфов СССР, а вместо этого все кончилось загадочной трагедией. 12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома поднялся самолет знаменитого летчика Леваневского, чтобы через Северный Полюс достичь Америки, однако на следующий день крылатый гигант исчез где-то в Арктике. Эта тайна до сих пор не раскрыта. Хотя появились надежды на то, что такое белое пятно в отечественной истории удастся, наконец, стереть.
фото: Александр Добровольский
«Найти Леваневского!» Оказывается, лозунг не теряет своей актуальности даже сейчас, когда с момента трагедии прошло уже без малого сто лет.
О возможных вариантах разгадки одной из самых главных тайн ХХ века удалось узнать, побывав на мемориальной церемонии, которая прошла по случаю очередной годовщины неудавшегося трансарктического перелета у единственного памятника, посвященного его участникам – экипажу под командой Сигизмунда Леваневского.
Этот монумент был открыт в 2007 году на территории Центра им. М.В. Хруничева по инициативе его сотрудников. Дело в том, что нынешний флагман отечественной космической отрасли является «родителем» самолета, на котором в августе 1937-го была предпринята попытка долететь до американского континента.
Тогда, в 1930-е гг., на территории в Филях, которую сейчас занимают «хруничевцы», находился авиационный завод №22. Именно в его цехах был собран огромный четырехмоторный самолет ДБА.
К памятнику пропавшим в Арктике летчикам просто так подойти невозможно: вокруг закрытая, режимная зона. Лишь раз в году – в памятный день 12 августа, здесь собираются «допущенные извне» — те, кому давняя история трагического полета близка: историки, исследователи-поисковики, потомки членов экипажа… Вот и на сей раз среди пришедших к мемориалу были родные радиста Николая Галковского и второго пилота Николая Кастанаева, правнучка штурмана Виктора Левченко.
Корреспондент «МК» оказался в числе немногих приглашенных на нынешнюю мемориальную церемонию по случаю очередной годовщины перелета. Удалось поговорить с двумя энтузиастами, которые уже на протяжении немалого времени бьются над разгадкой «тайны Леваневского».
один из моих собеседников — член Русского географического общества, автор книги-исследования о полете самолета ДБА режиссер-кинодокументалист Юрий Сальников.
— Этот перелет через полюс был третьим по счету, – напомнил Юрий Петрович. – До Леваневского летом 1937-го по «арктическому воздушному мосту» в Соединенные Штаты уже успешно долетели на туполевских одномоторных самолетах АНТ-25 экипажи Чкалова и Громова. Они опередили Леваневского, который являлся фактически инициатором такого рейда через «макушку» Земли.
Однако честолюбивый летчик, один из семерки первых Героев Советского Союза, в сложившейся ситуации захотел отметиться собственным достижением. Перед стартом его громадного самолета с обозначением «Н-209» на крыле было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва – Северный Полюс – Фэрбенкс (Аляска), протяженностью 6650 км…
Предполагалось, что этот опыт поможет в дальнейшем организовать регулярные коммерческие рейсы по перевозке пассажиров и грузов между двумя странами. К слову сказать, на борт самого «Н-209» доставили довольно внушительный груз (в отличие от самолетов Чкалова и Громова, экипажи которых, собираясь установить рекорд дальности беспосадочного полета, экономили в том числе даже на количестве взятого на борт аварийного запаса). В основном это была упакованная в прорезиненные мешки пушнина, а также русские сувениры – деревянная расписная посуда. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи, в грузовом отсеке находилась партия золота, предназначенная для продажи в США, а также два бочонка икры — подарок руководителям Соединенных Штатов.
Увы, осуществить задуманное не удалось. Днем 13 августа, вскоре после того, как самолет Леваневского миновал Северный Полюс, в штабе перелета было получено аварийное радио с борта «Н-209»: отказал правый крайний мотор, самолет теряет высоту, усиливается обледенение… А вслед за тем пришла радиограмма, в которой были слова: «…предполагаем совершить посадку…» После этого четкая связь с ДБА оборвалась, еще несколько обрывочных фрагментов сообщений, отправленных, как полагают, экипажем Леваневского, были не понятны или неразборчивы.
Пропавший в Арктике самолет искали очень активно, — задействовали авиацию, корабли… Однако никаких результатов добиться не удалось, и через год правительство постановило прекратить поиски.
До сих пор исследователи не пришли к единому мнению, где же хотя бы приблизительно мог потерпеть аварию «Н-209». Разброс предполагаемых районов огромный – от советского арктического побережья до Аляски.
Свой взгляд на события 85-летеней давности высказал известный полярный путешественник Владимир Чуков, который также присутствовал на мемориальной церемонии.
— несколько человек из нашей группы на протяжении последних лет занимаются изучением документов, имеющих отношение к полету «Н-209», — рассказал Владимир Семенович. – Мы пришли к выводу, что, вероятно, самолет Леваневского мог сесть возле острова Уорд-Хант в Канадском архипелаге.
фото: Александр Добровольский
В тех местах мне и моим товарищам довелось побывать во время очередной трансполярной лыжной экспедиции, когда мы шли по арктическим льдам в Канаду. Еще в ту пору, не имея отношения к поискам пропавшего экипажа, я для себя отметил это место: остров – огромная темная каменная пирамида, виден издалека и будто магнитом притягивает к себе внимание.
— Но почему именно Уорд-Хант? Есть ведь и другие острова. А, может, и вовсе самолет пришлось сажать на лед посреди океана…
— Мы тщательно изучили обрывочные фрагменты радиограмм, которые в 1937-м на протяжении еще полутора месяцев после исчезновения «Н-209» удавалось ловить в эфире радиолюбителям и радистам. В общей сложности было принято более полутора десятков таких «обрывков», состоявших из букв и цифр. Есть основания считать, что эти весточки посылал экипаж Леваневского, совершивший аварийную посадку самолета. Однако при проведении поисковых работ в 1937-1938 гг. эти радиограммы не учитывались, — полагали, что они не поддаются расшифровке. А ведь в некоторых принятых тогда кусках текста повторяется число «83». Предполагаю, что это часть координат места посадки: 83 градуса северной широты.
Если посмотреть на карту, то можно обнаружить, что на данной широте расположен чуть ли не единственный «пятачок» суши. Это остров Уорд-Хант. Там находится огромный шельфовый ледник, который вполне пригоден для аварийной посадки самолета, — его поверхность достаточно ровная.
Таким образом сделанные нами выводы в корне меняют представления о последнем этапе трагической истории «Н-209». Обрывочные радиограммы продолжали поступать в эфир вплоть до 30 сентября. То есть все это время по крайней мере часть экипажа Леваневского была жива. А их самолет сохранял работоспособность некоторых своих механизмов и агрегатов, — в том числе, мог действовать хоть один из бортовых моторов. Именно с его помощью удавалось обеспечивать электропитанием рацию (а тот факт, что она уцелела, служит лишним аргументом в пользу проведенной довольно успешно аварийной посадки). Мы консультировались со специалистами по выживанию, и они подтвердили: в подобных условиях экипаж самолета после аварийного приземления вполне мог, пользуясь имевшимися на борту запасами, — а ведь там была и пища (вплоть до «подарочной» икры), и теплые вещи (везли меха), и горючее в баках еще оставалось, — протянуть даже больше полутора месяцев.
Мне представляется такая картина этой арктической эпопеи. После вынужденной посадки на ледник летчики сумели оборудовать себе жилье в самолете. Они регулярно выходили в эфир, пытаясь сообщить о том, где следует их искать. Возможно кто-то из членов экипажа погиб при приземлении или был ранен, потом после долгих дней пребывания в столь суровых условиях летчики один за другим стали умирать. Однако вряд ли те, кто еще был жив, оставили тела своих товарищей на льду. Скорее всего трупы перетащили на расположенный остров и похоронили там, соорудив каменные холмики над импровизированными могилами. Кроме того я почти уверен, что остававшиеся в живых члены экипажа, пока у них были силы, постарались соорудить на острове какие-то знаки, сигналы о своем присутствии здесь. например, сложили традиционные у путешественников каменные туры, в которых заложены «капсулы» с записками – бутылки, фляжки, металлические коробки. Возможно, на Уорд-Ханте сохранились и иные признаки, предметы, подсказывающие, что здесь находились советские летчики. Впрочем, это лишь предположение, поскольку на этом острове никогда не проводилось целенаправленных поисковых работ.
— А самолет? Ведь огромный четырехмоторный ДБА очень заметная «метка»…
— Я уже говорил, что «Н-209» почти наверняка совершил посадку на лед. Там, на поверхности ледника он и оставался первое время. Однако потом естественные природные процессы привели к исчезновению самолета из вида. В летние месяцы под воздействием солнечных лучей, согревающих темную поверхность фюзеляжа и крыльев, ДБА стал постепенно погружаться в протаивающий под ним лед. И в конце концов ушел на дно. С таким эффектом неоднократно приходилось сталкиваться тем, кто живет и работает в Арктике. Так что если и сохранились вещественные свидетельства пребывания в тех местах экипажа Леваневского, то искать их надо на острове. Там же, скорее всего, и могилы некоторых из летчиков.
— Чтобы все окончательно прояснилось, чтобы поставить точку в затянувшейся уже на 85 лет истории, необходимо организовать экспедицию…
— Надеюсь, что она состоится, но не в ближайшее время. сейчас я и мои товарищи занимаемся тщательным изучением доступных нам документов и материалов… Цель – максимально сузить район предстоящих поисков. Очень помогли бы нам кадры спутниковой съемки этой территории. Удалось заручиться помощью «Роскосмоса». Нам передали имеющиеся у них материалы, однако разрешение фотографий все-таки недостаточное для наших исследований. Есть надежда, что с использованием на российских спутниках более совершенного фотооборудования, мы сможем получить кадры, где разрешение будет около 1 метра. При такой деталировке уже гораздо вероятнее обнаружить интересующие нас следы пребывания людей на этом диком острове.
Еще раз повторю: организация поисковой экспедиции – дело будущего. А технические средства для нее есть. Это наши вездеходы-амфибии, на которых мы уже неоднократно предпринимали дальние рейды по Арктике – и по суше, и по льдам.
— Даже сейчас, 85 лет спустя тема поиска экипажа «Н-209» не уходит в <span class="wp-tooltip" title="Архетип Нечто противоположное тому что индивид акцентирует в своем сознании Как несовместимое с избранной сознательной установкой не допускается к проявлению в реальной жизни и за счет этого в конечном счете образует достат, — подытожил Владимир Чуков. — Шесть летчиков во главе с Сигизмундом Леваневским и их трагически оборвавшийся перелет через полюс, – особая боль России. Эти люди – из числа первых героев страны, и наш долг найти место их гибели. Мы должны обязательно разгадать эту тайну – одну из самых знаменитых тайн прошлого века.