«Неактуальные» школьные предметы задвинули: астрономия и право перестали быть обязательными
Астрономия, Право и еще ряд школьных предметов теперь не будут обязательными у российских учеников. Вступил в силу приказ Минпросвещения, корректирующий структуру основной образовательной программы среднего общего образования.
фото: Елизавета Клушина
Итак, чиновники от образования сочли, что не столь важны для юных россиян следующие предметы: Экономика, астрономия, Право, естествознание, Россия в мире и экология. вместе с тем в базовый уровень математики теперь включили курс «Вероятность и статистика».
— Это происходит в связи с унификацией образовательного пространства, и я считаю, что это абсолютно правильное решение, — заявил в беседе с «МК» председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — За последние несколько десятилетий у нас в стране произошло размывание традиционной предметной линейки — математики, физики, химии, русского языка, истории — предметами, которые далеки от образовательной составляющей нашей традиционной русской школы.
По мнению Виктора Панина, такие предметы, как Экономика и Право, в большей степени характерны для западной системы образования, а не нашей, при этом на них отводятся часы, которые мы отнимаем у русского языка и той же математики.
— Это не способствовало повышению качества образования, размывало целевые установки образования, иными словами, ни к чему хорошему не вело. Мы наконец-то возвращаемся к нашим истокам в системе образования, и это должно привести к повышению качества, усилению позиций традиционных предметов в школе. В любом случае, это пойдет на пользу.
Сами педагоги теперь активно обсуждают введенные изменения в учительских и в профессиональных чатах.
— Такие предметы, как астрономия или Экономика мы теперь будем ставить по желанию. Если есть возможность по расчасовке и есть Потребность у детей — включим. Ну и, конечно, из профильных классов они не уйдут, — рассказала «МК» учитель московской школы Юлия. — Вообще же мы с коллегами кулуарно считаем, что таким образом хотят высвободить место под «Разговоры о важном». Кстати, в начальной школе были две физкультуры на неделе, а теперь у нас в школе одну убрали. Может быть, на место второй потом поставят начальную военную подготовку, о введении которой сейчас все чаще ходят разговоры. Кстати, конкретно в нашей школе добавились несколько предметов: смысловое чтение (осмысленное чтение), которое с пятого класса стало обязательным предметом, а с 1 по 11 — внеурочкой. Также в сетке должна быть обязательно функциональная грамотность и финансовая грамотность. Не знаю, насколько официально эти предметы обязательные, но отказаться от них нам не разрешили. Теперь мы вынуждены проводить их шестым часом после всех уроков у младшеклассников и дополнительным часом у среднего и старшего звена.
— Поскольку, согласно вышеупомянутому приказу, вступят в действие поправки во ФГОС, нам теперь придется обновлять учебные планы. Перечень обязательных учебных предметов, а также уровни, на которых их можно преподавать (базовый и углубленный) теперь поменялись. В общем, мне это дополнительная головная боль, — вздыхает директор одной из московских школ. — Что же касается снятия «статуса» обязательных с некоторых предметов, то лично я отношусь к этому двояко. например, астрономию я бы точно оставила, она необходима. Кстати, мое мнение подтверждается и данными недавнего соцопроса. Он показал, что более трети россиян считают, будто солнце вращается вокруг Земли, так что сделать упор на астрономию в школах не мешало бы. Экономику тоже знать не лишне — по крайней мере, подросткам.
Напомним также, что 24 сентября президент Владимир Путин подписал федеральный закон</span, предусматривающий введение в школах единых общеобразовательных программ. Разрабатывать и утверждать их будет Минпросвещения России. Обязательными теперь станут федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру для начального звена и русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ для основного общего и среднего общего образования.