Китайские «ястребы» в соцсетях оказались недовольны реакцией на визит Пелоси
Китай резко отреагировал – и продолжает жестко реагировать – на визит спикера Палаты представителей США Пелоси на Тайвань. Но некоторые китайские националисты сочли, что Пекин сделал пока слишком мало в ответ на враждебные действия Вашингтона.
Нэнси Пелоси. фото: Wikipedia.org.
Когда во вторник вечером самолет ВВС США со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси приблизился к Тайваню, в Китае возросли ожидания относительно того, как отреагирует Пекин, отмечает CNN. С тех пор, как появились сообщения о том, что глава законодательной ветви власти США посетит Тайвань во время азиатского турне, эти разговоры в Китае вызвали националистический гнев и напористую риторику о том, что руководство страны может с этим поделать.
Ранее Пекин пригрозил Вашингтону, что те, кто «играет с огнем» в отношении Тайваня, «погибнут», и предостерег США от пересечения «красной линии», заявив, что китайские военные «не будут сидеть сложа руки», если Пелоси посетит остров, который Коммунистическая партия Китая считает китайской территорией.
Голоса в неофициальной среде – в том числе бывшего главного редактора китайской газеты Global Times Ху Сицзиня – были более жесткими, заявляя, что Китай может предпринять военные действия против самолета Пелоси, что повысило ожидания общественности в отношении противостояния.
Вместо этого Пелоси и ее делегация Конгресса приземлились на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Тайбэя Суншань, где их приветствовали в прямом эфире тайваньские официальные лица, а культовый небоскреб Тайбэй 101 мигал лозуннгом «американо-тайваньская дружба навсегда».
Первоначальные действия Китая не оправдали ожиданий некоторых представителей внутренней аудитории, утверждает CNN. И в онлайн-сфере Китая, где в социальных сетях доминируют националистические голоса, разочарование было высоким.
«Я не знаю, куда повесить голову. Это так позорно. люди за пределами Великого файерволла хохочут от смеха. Китай это буквально «бумажный тигр»», — написал один пользователь в китайской социальной сети Weibo. Другие пользователи спрашивали, почему так мало действий вызвало столько ажиотажа.
Но в последующие дни в попытке погасить недовольство, государственные СМИ мобилизовали средства, чтобы заручиться поддержкой ответа Китая, изображая проводимые близ Тайваня военные учения как сильные и «беспрецедентные». Платформы социальных сетей были завалены новостями об этих учениях, а другие голоса на общественной арене хвалили Китай за то, что они называют успешным стратегическим ответом, и осуждали то, что они считали разжиганием войны.
одной из мишеней этого противодействия стал Ху, бывший редактор официозного таблоида Global Times, которого в последние дни считают ключевым голосом, разжигающим националистические настроения.
В четверг влиятельный аккаунт «Chairman Rabbit» на платформе обмена сообщениями WeChat, которым управляет блогер Жэнь И, заявил, что действия Китая соответствуют тону, взятому правительством, но не предсказаниям бывшего редактора Global Times.
«Китайское правительство действительно сформулировало очень решительные и гордые контрмеры, которые оказались очень успешными в решении вопроса о визите Пелоси на Тайвань», — говорится в сообщении.
другой популярный онлайн-комментатор, Гэн Сяншунь, сказал, что Патриотизм публики был «очень хорошим», но призывы к войне были неразумными. «Вы должны знать, что конечная цель — осуществить воссоединение родины с минимальными затратами, а не начинать войну», — написал он в своем аккаунте в Weibo.
Ху Сицзинь, со своей стороны, заявил в свою защиту, что его «грубые слова» оказали влияние на обсуждение визита Пелоси, в том числе в Вашингтоне, добавив, что у «патриотического лагеря» должны быть «разные» голоса.
Некоторые пользователи социальных сетей, казалось, переосмыслили свое разочарование: один из них написал в четверг вечером, что лица, принимающие решения, на самом деле были «мудры» и «логичны». «Теперь я понимаю», — написал один из пользователей под постом, набравшим тысячи лайков.
Но очевидная необходимость смягчить разочарование и способствовать ответным действиям Китая также подчеркивает риски, на которые пошел лидер страны Си Цзиньпин, разжигая националистические настроения, утверждает Си-эн-эн.
«Национализм вырос при Си Цзиньпине, потому что Си постоянно использует это в своих целях, для продвижения своей повестки дня, но я не думаю, что он когда-либо понимал отрицательную сторону, потому что он думает, что может разжечь национализм, но также и остановить его», — комментирует Альфред Ву, адъюнкт-профессор Школы государственной политики имени Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура.
Однако в данном случае Пекин, похоже, взял ситуацию под контроль, а Ху Сицзинь стал козлом отпущения за разжигание националистических настроений, утверждает Ву. «Иногда «воинам-волкам» приходится расплачиваться», — говорит эксперт, используя общий термин для воинственных, националистически настроенных лидеров общественного мнения и дипломатов Пекина.