Разъяснилась ситуация с «новым внеочередным заседанием Госдумы»
Слухи о том, что Госдума может провести ещё одно внеочередное заседание в середине августа, подтверждения пока не находят. Даже запланированный будто бы на 11 августа Совет Думы в этот день не состоится: никаких явных признаков подготовки к нему нет. Но утверждать, что депутаты соберутся в столице лишь 12 сентября, по графику, нельзя.
фото: duma.gov.ru
После того, как закончившую 6 июля весеннюю сессию Госдуму уже через четыре дня вновь созвали на внеочередное заседание с неизвестной поначалу повесткой (оказалось, для утверждения вице-премьером министра промышленности и торговли Дениса Мантурова), любые сообщения о ещё одном экстренном сборе вызывают внимание. Тут же вспоминаются слова, произнесённые спикером Вячеславом Володиным 15 июля: «Следующие две недели мы работаем в регионах. А затем… У политиков отпусков не бывает. Поэтому если вдруг нужно будет собраться рассмотреть вопросы, которые мы с вами обязаны как можно быстрее принять в интересах наших граждан, то сделаем это быстро собравшись, когда необходимо».
С 1 августа у депутатов начались официальные отпуска. А уже 2 августа некоторые СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщили, что 11 августа может пройти внеплановый Совет Думы. Зачем? Так, ничего особенного, чтобы разослать для получения отзывов правительства и регионов законопроекты, внесенные за последние недели (минуя Совет, сделать это нельзя). «Возможны и другие вопросы», загадочно добавляли источники. Будет ли Совет созывать внеочередную пленарку? Неизвестно…
11 августа, можно сказать, на носу. «На текущий момент решения о внеочередном заседании Совета нет», — сказал источник «МК» в аппарате Госдумы. Не видели никаких материалов к Совету и опрошенные «МК» депутаты из разных фракций и разных должностей. В частности, глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сказал, что до него «какая-либо информация о проведении Совета Думы не доводилась».
значит ли это, что до начала сентября Совет Думы не будет проведен? Нет, не значит. И в более спокойные времена в течение летних отпусков руководство Думы опросным путем, не собираясь, иногда решало назревшие организационные вопросы и отправляло в рассылку внесенные инициативы. Некоторые признаки того, что нечто подобное может произойти и в этом году, всё же есть. например, 4 августа Комитет по экономической политике опросным путем принял решение просить Совет Думы продлить до 9 сентября срок подачи поправок к скандальному законопроекту о монополизации рынка цифровой наружной рекламы и деятель по размещению электронных объявлений граждан о продаже товаров и услуг: он был принят в первом чтении «с колес» голосами одних единороссов 15 июля, срок подачи поправок определили стандартный, 30 дней, и он истекает. А 8 августа и думский Комитет по госстроительству и законодательству провел опросным путем заседание: оно было нужно, чтобы просить Совет Думы отправить в рассылку несколько законопроектов.
Можно ли утверждать, что и внеочередной пленарки не будет, и депутаты соберутся в зале заседаний лишь 12 сентября, по графику?
Нет, нельзя. По Конституции без Госдумы нельзя окончательно оформить некоторые кадровые решения. Она в недельный срок утверждает предложенную президентом кандидатуру премьер-министра. Она же по предложению премьер-министра и тоже в недельный срок утверждает вице-премьеров и федеральных министров (кроме министров обороны, чрезвычайных ситуаций, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и глав СВР, ФСБ и Росгвардии). А ещё Госдума по предложению президента назначает и освобождает от должности главу Центробанка, Уполномоченного по правам человека, заместителя главы Счетной палаты и половину аудиторов. Так что если о таких кадровых изменениях в ближайшие недели объявят — придется собираться.
И ещё без Думы не обойтись, если Кремлю и правительству срочно понадобится принять какие-то законы. Кто может поручиться, что они не готовятся?
Вот почему любой слух о внеочередном сборе депутатов привлекает внимание. Есть в этом и «ожидание сенсаций, каких-то судьбоносных решений, искусственный ажиотаж», считает политолог Константин Калачев. «Понятно, что Госдума — это инструмент. Понятно, что центр принятия решений находится за ее пределами. Но она легитимирует эти решения. А вот каких таких решений ждут — тайна сия велика есть», — сказал он «МК».
Повышенный Интерес к внеочередным заседаниям политолог Алексей Макаркин объясняет как раз тем, что Госдума «влияет на кадровую политику — на назначение премьера, вице-премьеров, несиловых министров». Кроме того, «в нынешней ситуации усилилось внимание к законопроектам, которые могут затронуть интересы граждан, прямо или опосредованно связанные со специальной военной операцией», напоминает эксперт.
Напомним на всякий случай: введение в стране военного положения и объявление всеобщей мобилизации непременного участия Госдумы не требует. Разве что её политической поддержки…