Артиллерист ЛНР «Мультик» рассказал о секретах гаубицы «Мста-Б»
Для того, чтобы поработать с артиллеристами, сначала надо еще полдня потратить, чтобы их найти. Уже не единожды эта полушутливая фраза оказывалась реальностью. Надо отдать должное: артиллеристы — настоящие мастера маскировки, круче, может, только разведчики и снайперы. Тех вообще не найдешь, если сами не объявятся.
фото: Лина Корсак
Вот и очередная поездка к военнослужащим артиллерийской бригады Народной милиции ЛНР, которые сейчас бьют противника под Соледаром, не стала исключением. Выехали утром, добрались лишь к обеду. Вроде, и что тут такого? Едешь и едешь себе, не пешком же идешь… Но отсутствие кондиционера в 35-градусную жару превращали дорогу в настоящее испытание. Песок и пыль от проезжающей мимо военной техники нещадно набиваются в салон, за полчаса пути «окрашивая» одежду всех пассажиров в единую грязно-серую расцветку.
Пыльная взвесь забивается в глаза, нос, прилипает к коже, запутывается в волосах. Но самое противное — хрустит на зубах. И даже питьевая вода, которую мы предусмотрительно взяли с собой, не спасала ситуацию.
Спустя несколько часов «увлекательной» езды, мы добрались до заветной цели. Когда вышли из машины, стало понятно, что поездка была не самым тяжелым испытанием. Раскалившийся к обеду воздух обжигал кожу и казался густой массой, совершенно не пригодной для дыхания. Он просто обволакивал тебя, и даже визуально было видно, как он плывет.
Облачившись в бронежилеты и, зачем-то посетовав друг другу, что сегодня жарче, чем обычно, мы потопали в сторону расположения.
Несмотря на то, что наш визит явно был не самым долгожданным событием дня, военные оказались достаточно приветливы.
— Этот воин тоже что ли артиллерист? — интересуюсь у коллеги, указывая на совсем юного мальчишку, в военной форме.
К слову, на вид бойцу лет 16-17. Небольшого роста, худенький, с горящими живыми глазами и юношеским румянцем на перепачканном лице. Громоздкий шлем и бронежилет явно рассчитаны на человека более крупной комплекции. Они создают впечатление, будто парень одолжил амуницию покрасоваться у старшего брата. молодой артиллерист явно смущался столь пристальному вниманию, а потому я решила сразу завести с ним разговор, чтобы как-то разрядить обстановку.
фото: Лина Корсак
Оказалось, что молодого человека зовут Кирилл, позывной «Мультик», он уроженец города Антрацит. Осмелюсь предположить, что такой забавный позывной этот симпатичный голубоглазый паренек получил в силу возраста. Кириллу оказалось восемнадцать, в чем он признался с довольной улыбкой.
Самым удивительным из рассказа юноши для меня стало то, что он оказался не мобилизованным гражданином республики. «Мультик» подписал контракт и пришел на службу в Народную милицию ЛНР еще в середине января, ровно через две недели после своего совершеннолетия и за месяц до начала специальной военной операции.
На вопрос, что же все таки побудило принять такое решение, парень по-детски искренне отвечает:
— Я всегда хотел Родине послужить». Именно по этой причине после одиннадцатого класса не стал поступать ни в какое учебное заведение…
Честно признаться, поначалу я предположила, что выбор профессии военного — это семейная Традиция, и Кирилл, как часто бывает, так сказать «пошел по стопам». Но боец развенчал мои домыслы, рассказав, что военнослужащих в его роду не было.
— Только сестра в 2014 году немного служила, — уточнил он. – Вообще, родные сперва отреагировали на мое решение не очень, но потом приняли.
По словам Кирилла, артиллерия привлекала его всегда. «Пушки такие большие и мощные», — восхищенно рассказывает парень, переводя взгляд с камеры на гаубицу «Мста-Б», уткнувшуюся дулом в голубое небо. Свою боевую «красавицу», как чуть позже рассказал собеседник, артиллеристы ласково прозвали «девочкой».
— сейчас моя военная профессия – заряжающий с грунта, — рассказывает «Мультик».
— Что это значит?
— «Пульки» кладу, — по-простецки отвечает Кирилл.
Неосведомленному человеку на первый взгляд может показаться — то же мне военная профессия. Но на самом деле, это занятие далеко не из легких. одна такая «пулька» весит около 40 килограммов. А если учесть, что за день через руки молодого бойца таких снарядов проходит несколько десятков, то путем несложных математических вычислений становится понятно, что работа физически очень тяжелая.
— Когда только пришел на контракт, было очень тяжело. сейчас уже немного подкачался, полегче стало, — смеется Кирилл.
По словам артиллериста, противник на данном направлении ведет себя непредсказуемо: «то тикает, то в ответку бьет».
фото: Лина Корсак
— А вы используете какие-то военные хитрости?
— После того, как наша гаубица отстреляется, тут же ее маскируем, а сами прячемся.
Из зарубежного вооружения, которым так гордится Украина, Кириллу довелось столкнуться только с работой американской гаубицы M 777. говорит, наши «Грады» бьют страшнее. А вот вражеские беспилотники, особенно в начале спецоперации были реальной проблемой. Очень много их было у ВСУ.
— сейчас тоже, конечно, есть, но меньше, — делится боец. — Если мимо пролетает высоко, мы ничего не предпринимаем, чтобы не обнаружить себя. Ну а если «птичка» подлетела и зависла на одном месте, и ты можешь по нему попасть, то докладываем командиру и открываем огонь.
По словам «Мультика» при грамотном подходе, сбить беспилотник можно из «Зушки». Так называют бойцы зенитную установку ЗУ-23 или ЗСУ-23-4. Если повезет, можно попасть в дрон даже из обычного «калаша» — автомата Калашникова.
разговор с артиллеристом прерывает громкий голос командира. Получена цель, и сейчас «девочка» покажет себя в работе. Военные предусмотрительно просят журналистов занять безопасные позиции. Во время работы орудия стоять сбоку от гаубицы запрещено. «Может волной с ног сбить, — поясняет командир. — У нас тут даже ящики деревянные подлетают».
Ожидание кажется вечностью. Трое артиллеристов, в том числе и мой недавний собеседник, заряжают орудие, вводят координаты.
— Навелся? — кричит командир
— Да, — слышится в ответ.
— орудие!!!!
сколько не готовила я себя к тому, что сейчас будет очень громко, но оглушительный залп все равно заставил руку с телефоном предательски дернутся.
После второго выстрела командир что-то запросил по рации и довольно улыбнулся. Попали.
— Давайте теперь быстрее уходить, сейчас ответка полетит, — со знанием дела советует мне Кирилл.
«Ответки» мы, правда, так и не дождались, до расположения добрались в тишине, а главное без приключений.
Благодарим артиллеристов за работу, прощаемся.
— Ну пока. Ты береги себя, — протягиваю руку Кириллу.
— Пока, — расплываясь он в улыбке, и вместо рукопожатия, по мальчишечьи поднимает грязную ладонь вверх. Хлопаю в ответ. Удачи!
Луганск, ЛНР.