Среда обучения
Масштабный проект капремонта школ – это не только перестройка зданий и их ремонт, но и создание нового учебного пространства. После реорганизации в школах появятся такие помещения, кабинеты и рекреации, которых раньше не было. По поручению президента в школы возвращается наставничество, появилась должность заместителя директора по воспитанию, и капремонт дарит школе среду для воспитательной работы. О новых возможностях для учителей, наставников, родителей, о классах для детей с ОВЗ, о создании школьных музеев и специфике организации сельских школ «МК» поговорил с директором Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Натальей Агре.
фото: Министерство просвещения Российской Федерации
— Наталья Валентиновна, пространство для воспитательной работы в школе – как оно может выглядеть, как должно быть организовано?
— Создание благоприятной предметно-пространственной среды как самой школы, так и прилегающей территории подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная функция осуществляется наиболее эффективно. здесь важно все: каким образом оформлена входная группа школы, наполнение стендов для детей и родителей, организация доски почета и самоуправления, музея и школьных экспозиций, обустройство помещения или территорий для проведения занятий спортом или обучения правилам безопасного поведения на дорогах.
Если у образовательной организации есть возможность оборудовать отдельный кабинет, где учащиеся могут создавать и реализовывать собственные внеклассные проекты, заниматься общественно-полезной Деятельностью, это было бы замечательно. На сегодняшний день во многих школах такие кабинеты уже существуют. Они наполняются элементами патриотического воспитания, оборудуются компьютерной техникой, мультимедиа и используются для проведения классных часов и иной внеурочной деятель. Не менее значимы и сами мероприятия, которые проводятся с детьми. Так, со следующего учебного года обязательной станет церемония поднятия Государственного флага и исполнение Гимна Российской Федерации. А также будут проводиться занятия «Разговоры о важном», где учащихся будут знакомить с общественно-политической жизнью страны и событиями их региона.
— Каким должно быть оптимальное пространство для занятий с детьми с ОВЗ, с особыми детьми, какие есть рекомендации?
— Если мы говорим об обустройстве школ для детей с ОВЗ, то прежде всего необходимо выбирать оборудование и комплекты учебно-методических материалов с учетом их заболеваний. Конечно же, оборудовать каждый кабинет в соответствии с запросом таких ребятишек невозможно, поэтому здесь уместнее говорить об инклюзивном образовании и внедрении в образовательные организации специалистов, готовых оказать компетентную помощь ребятишкам. В первую очередь, это нужно для того, чтобы дети чувствовали себя включенными в социальные и образовательные процессы, понимали, что они здесь наравне со всеми. Это создаст гораздо больше комфорта, чем просто использование специального оборудования.
Если говорить о воспитательном подходе, то в образовательной организации должны быть созданы условия для работы с данной категорией обучающихся, которые предусматривают личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, чтобы его поддержать, помочь. Особое внимание – работе с родителями, оказание им педагогической и психологической помощи. Также очень важно при построении инклюзивной модели обучения учитывать особенности уклада общеобразовательной организации как системообразующего фактора образовательно-воспитательной среды. Уклад должен задавать норму отношений, учитывать особенности местоположения и социокультурного окружения, наличие и состав обучающихся с особыми образовательными потребностями. Как только все эти задачи будут выполнены, тем самым будут созданы условия для успешной социализации данной категории детей и эффективной интеграции их в общеобразовательную деятельность.
— Наталья Валентиновна, в проекте капремонта заявлено увеличение числа школьных музеев – как музеев Славы, так и исторических, краеведческих. Какими должны быть школьные музеи, чтобы быть максимально доходчивыми и познавательными для детей?
— Самые интересные и практико-ориентированные музеи, которые мне встречались в образовательных организациях нашей страны, – это музеи, созданные совместными усилиями администрации образовательной организации и учащихся, в которых помогали родители и попечительские советы. Такие музеи живые, они становятся местом, куда приходят с удовольствием и приглашают своих друзей, коллег. Когда в сборе экспонатов участвуют дети, которые не только с головой погружаются в тематику, выбранную для создания музея, но и изучают историю, ведут исследовательскую деятельность или помогают воссоздавать экспонаты своими руками, то такие предметы становятся предметом гордости школы и самих учеников. А если еще к сбору материалов присоединяются дружественные организации дополнительного образования либо общественные организации – в таком тандеме рождаются замечательные экспозиции. Их точно захочется посещать снова и снова. Такое взаимодействие становится ярким положительным примером воспитания, когда в совместную деятельность вовлекаются все субъекты образовательного процесса: учителя, родители, советники по воспитанию, общественность и самое главное – дети.
— Родительские комитеты все активнее участвуют в жизни школы. Должно ли быть у родителей, у семей какое-то свое пространство, семейная комната в школе? Какой она может быть?
— Участие родителей в жизни школы имеет немаловажное <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности". И речь здесь идет не только о присутствии на родительских собраниях или решении организационных вопросов, но и об активном участии во внеурочной деятель образовательной организации. Там, где есть сильные родительские комитеты, созданы благоприятные условия для разнообразной внеурочной деятель, организуются экскурсионные поездки, походы в театры и музеи и многое другое. Поэтому я бы не стала рассуждать об отдельном помещении для родителей, потому что все-таки основное помещение для родителей – это территория всей школы и обустройство ее таким образом, чтобы туда было приятно приходить, чтобы родители понимали, что инфраструктура вокруг школы, как и сама школьная территория, безопасна и направлена на сохранение детских жизней.
Очень важно обустроить место ожидания детей стендами, где размещена информация об успехах и достижениях детей, какие секции и кружки дополнительного образования находятся со школой, рекомендации о проведении воспитательной работы: какую книгу прочитать и как ее обсудить с ребенком, какой фильм посмотреть в семейном кругу. здесь я хотела бы обратить внимание на то, что в этом году по подписке вернулся в нашу жизнь легендарный журнал «Семья и школа». Убеждена, что каждая школа и любая образовательная система должна быть направлена на то, чтобы совместно выстроить грамотную воспитательную работу между родителями, педагогами и ребенком.
— вопрос чисто прикладной – раньше в некоторых школах были устроены спальные комнаты для первоклассников. Целесообразно ли при возможности вернуть этот опыт, оборудовав помещение под дневной сон в младшей школе? Еще нестандартные решения: свободные пространства для занятий ИЗО и МХК, библиотеки с функцией проведения мастер-классов, комнаты релаксации, про которые много писали? Живые уголки и зимние сады – они тоже были в некоторых школах.
— Действующие нормативные правовые акты в области организации образовательного процесса предполагают наличие спальных мест для отдыха детей. И это замечательная практика, потому что ребенок должен иметь возможность отдохнуть, если ему это необходимо. Что касается организации свободных помещений для занятий творчеством, изучения культуры или иных детских активностей в школе – это уже инициатива образовательной организации, принятая совместно с учащимися и их родителями. Сегодня во многих школах создаются классы, где учащиеся, например, могут заняться рисованием или музыкой, тем самым отвлечься от образовательного процесса.
фото: Министерство просвещения Российской Федерации
Кроме того, в ряде школ оборудуются тренажерные залы, где дети под руководством учителя физкультуры занимаются спортом. Вся предметно-пространственная среда должна быть направлена на воспитание детей, а если для этого используются продуманные нестандартные приемы – воспитательный эффект усиливается. например, почему бы в спортзале не разместить портреты известных команд или спортсменов (а может, среди них есть выходцы из вашей школы) – это неплохая мотивация для пропаганды здорового образа жизни. Было бы здорово, чтобы школьная библиотека стала местом притяжения и общения детей и взрослых, а почему бы не создать там читательский клуб. Таким образом, грамотное и продуманное оформление помещений образовательных организаций дает большой воспитательный эффект, способствует развитию творческого потенциала учащихся и их социализации.
— Сельские школы – какие есть особенности в организации пространства у них, какие могут быть дополнительные функции именно у сельских школ?
— Как правило, сельские школы обладают намного большими территориями, чем городские образовательные организации. А это значит, что у них больше возможностей для организации предметно-пространственной среды, в частности школьной территории, которую можно использовать для проведения воспитательной работы с учащимися различных возрастных групп. например, организация зеленых зон могла бы способствовать экологическому воспитанию школьников, где ребята могут ухаживать за растениями, тем самым обучаться сознательному и бережному отношению к природе. На дворовой территории можно обустроить площадку, в которой будет комфортно разместиться ребятам, и организовать для них занятия по окружающему миру или обсудить чтение художественной литературы.
На подходе к образовательной организации можно установить стенды по безопасности дорожного движения, информирующие о безопасном маршруте в школу и основных правилах поведения на дорогах. А для родителей в холле можно разместить полезную информацию по вопросам воспитания детей, в данных вопросах больше задействовать Интернет-ресурсы. Идей очень много, главное – желание администрации школы все это реализовать.
Предметно-пространственная среда имеет высокий воспитательный потенциал и закладывает основу уклада каждой образовательной организации. А если к данной работе присоединится общественность (например, над школой возьмут кураторство организации, расположенные в непосредственной близости: фермы, заводы, в которых работают родители учеников) – воспитательный потенциал усилится.
Найти школу