Эксперты объяснили, как смена власти в Великобритании скажется на России
Нового британского премьера трудно назвать темной лошадкой: по своей известности Лиз Трасс, до недавнего времени занимавшая пост министра иностранных дел станы, немногим уступает прежнему главе кабинета. Что значительно облегчает задачу экспертам, пытающим заглянуть в будущее британской политики. Как отразится приход к власти Лиз Трасс на российско-британских отношениях и отношениях России и Запада в целом? На этот вопрос мы попросили ответить известных российских ученых-международников.
фото: Global Look Press
Федор Лукьянов, директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— ничего не поменяется, для этого нет абсолютно никаких предпосылок. И в целом в отношениях России и Запада, и тем более в российско-британских отношениях. В Великобритании существует консенсус по отношению к России, относительно того, как ее воспринимать. Можно ли ждать ужесточения антироссийской позиции? Не думаю. Куда уж жестче-то? Позиция и так абсолютно агрессивная, воинственная. Она была такой и при уходящем премьере, и такой же останется. Какие-то дополнительные возможности благодаря приходу госпожи Трасс у Великобритании в этом отношении не появятся, а все, которые были, будут использоваться.
Дмитрий Данилов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы ран:
— Сегодня многие наблюдатели делают упор на том, что Лиз Трасс ярко продемонстрировала свою антироссийскую позицию. И продолжает демонстрировать ее очень настойчиво. Но эта позиция вряд ли является, скажем так, глубоко мотивированной. Эмоционально мотивированной — да. Но политически мотивированной, скорее всего, нет.
Я не думаю, что антироссийская позиция Лиз Трасс имеет мотивации, связанные с просчетом национальных интересов Великобритании, с просчетом будущего российско-европейских отношений, развития украинского кризиса и так далее. То есть глубины здесь нет. И вот это на самом деле весьма опасное явление.
Возникают очень серьезные сомнения в том, что новый премьер-министр Великобритании способна выстраивать прагматичную политику, которая не предполагает излишних эмоциональных реакций. Поэтому если приход Трасс и скажется каким-то образом на российско-западных отношениях, то, вероятно, в совсем уж худшую сторону. Поскольку очень сложно иметь дело с политиками, которые принимают решения, руководствуясь не рациональными расчетами и интересами собственного государства, а совершенно другими мотивациями.
Наверное, Лиз Трасс будет продолжать ту линию, которая позволила ей занять этот пост. И это, откровенно говоря, удручает. Давайте вспомним визит Трасс в Москву и встречу с министром иностранных дел России Лавровым (10 февраля 2022 года. — «МК»). Когда вроде бы были шансы сгладить острые углы в российско-британских отношениях, нащупать возможности каких-то развязок. Но она не сделала для этого ничего. А когда вернулась в Лондон, сказала, что ездила в Москву для того, чтобы высказать все в лицо Лаврову. Но зачем было для этого приезжать? На мой взгляд, это свидетельствует о несерьезности подходов, о популизме нынешнего британского премьера.
Между прочим, я не думаю, что это политтехнологическое, я бы сказал, избрание Трасс означает ее поддержку в британском общественно-политическом мнении. В не столь отдаленной перспективе мы увидим, что внутри Британии возникнут серьезные сомнения по поводу дееспособности нового правительства.