Названы российские школьные проблемы беженцев из ЛДНР и Украины
В России на сегодняшний день находится более 557 тысяч детей-переселенцев, сорванных из родных мест или бежавших с родины из-за боевых действий. Кто-то приехал в РФ насовсем, потеряв дом и имущество, кто-то переселился временно, надеясь вернуться. Как бы то ни было, почти половина детей, покинувших Донбасс, Херсон, Запорожье и Украину, 1 сентября пошла в школу.
фото: mosreg.ru
После 1 сентября многие регионы отчитались о количестве детей-беженцев, пришедших в их школы. больше всего, что ожидаемо, школьников из ЛДНР и Украины оказалось в Ростовской области — 2,7 тысячи. Более 2 тысяч детей сели за парты в Крыму. Что, учитывая общее число школьников на полуострове, составило прирост 10%. Школы Ленобласти приняли 225 детей-беженцев. По всему Подмосковью в школах размещено несколько тысяч новых учеников, около 200 пошли в учебные заведения Москвы, например, в кадетский корпус при СК РФ.
Однако данные опубликованы не по всем регионам, потому что не все родители вовремя подали нужные документы и заявления в школу. Сложности добавляет отсутствие медицинских карт у большинства детей. И не все родители изъявили желание обучать детей-школьников в регионе временного пребывания.
С одной стороны, очень многое делается для беженцев, размещенных в ПВР (пунктах временного содержания). Кроме одежды и элементарных вещей волонтеры собирают канцтовары и другие школьные принадлежности. В некоторых регионах прямо в ПВР приезжают учителя школ, куда зачислены дети, и проводят с ними дополнительные занятия, диагностику знаний. Также с начала учебного года от большинства ПВР пустили школьные автобусы. Для малышей организованы бесплатные «президентские» завтраки, горячие обеды, старшие дети пока идут как льготники по питанию.
Но все-таки пункт размещения это не дом родной. Лагеря, санатории, спортивные залы, дома культуры мало приспособлены для учебы. В большинстве подобных помещений нет даже достаточного количества столов и стульев. Писать, рисовать приходится буквально на коленках, сидя в кровати.
— У меня двое школьников, 3-й и 5-й класс, — говорит Алевтина, в конце апреля покинувшая родную Горловку. — здесь, в Калужской области, «под нас» отдали дом культуры. Ну, считайте, еще повезло. Столов мало, но хотя бы стулья есть. А вообще, конечно, в казарме жить сложно всем. Пожилые люди страдают от скученности, да и мы привыкли к совсем другой жизни. Хороший дом у нашей семьи был. Абрикосы, виноград в это время были… Детям, пожалуй, здесь проще всего. Для них такая коммуна — в радость. Шли в школу, волновались. Но у моих в школе все нормально. В их классах есть еще по несколько детей из ЛНР.
Алевтина признается, что при общей поддержке со стороны местного населения случается и негатив. Все-таки это маленький городок, с работой у местных не очень…
— Многие местные напряглись, когда узнали, что мы теперь будем получать на детей по 4 тысячи, — вздыхает беженка. — И 10 тысяч единоразового пособия некоторых сильно возмутили. Нам волонтер рассказывала, что были недовольные, но, знаете, черствые, недалекие люди есть везде. Те, кто не понимает, каково оно, лишиться вообще всего. Нормальных людей все-таки больше. И дети, слава богу, не ощущают негатива. 1 сентября на ура прошло, вернулись довольные. К ним отнеслись очень тепло в школе. Рабочие тетради, учебные пособия на полгода-год для наших детей купили волонтеры через родительский комитет.
«Для улучшения учебной обстановки» местные департаменты образования стараются определять детей-беженцев в один класс, кучно. Так легче организовывать дополнительные занятия, кормить и развозить, да и самим детям проще в компании. Но о выборе школы с углубленной математикой или иностранными языками речи не идет.
С учебой есть проблемы в основном у старшеклассников, где все-таки заметно отставание от учебной программы. В ЛДНР она была более медленной из-за перерывов в учебе, когда школы не работали по тревоге. И еще 2–3 года назад они учились по украинской. например, в Ставрополье приехали ученики, которые не учились толком два года. Но сложнее других, конечно, приходится школьникам из Украины. Там была другая программа, обучение шло на родном языке.
— Я русский понимаю, но писать на нем очень сложно, — говорит десятиклассник из Херсона Михаил. — Адаптационные тесты по русскому завалил. Выручает математика, которую я знаю неплохо. Но тут программа чуть вперед идет, тоже догонять нужно.
Сложностей добавляет и то, что многие семьи разобщены. Немалое количество школьников живут в ПВР с бабушками-дедушками, тетями-дядями, еще какими-то родственниками или даже друзьями семьи. В то время как родители по разным причинам остаются на родине. Кто-то пытается спасти дом, кто-то не может бросить работу…
Проблем с документами тоже хватает. Несмотря на упрощенный порядок оформления, о котором говорил президент (срок рассмотрения каждого этапа 3–5 дней), список бумаг, необходимых для зачисления в школу, впечатляет. нужно иметь удостоверение личности, свидетельство о рождении (и еще на братьев и сестер школьника, если зачисляются двое или больше детей). документ об опеке или попечительстве, регистрацию или справку о приеме документов для оформления регистрации и др. Обладателям украинских паспортов еще надо подать документ, подтверждающий родство или Право ребенка на пребывание в РФ (миграционная карта, удостоверение беженца и пр.).
вместе с тем, если комплект документов у беженца полностью или частично отсутствует, тоже можно смело подать заявление в школу. Механизм работы с такими беженцами отработан. Еще с весны встречались случаи, когда все документы сгорели, утеряны или их забыли. В таких случаях нужно обращаться в местный департамент образования, лучше всего лично прийти на прием. место в школе ребенку обязаны предоставить. Однако в этом случае процесс оформления сильно затягивается.