Кто не подпадает под частичную мобилизацию: оборонка, IT-отрасль, финансы
Минобороны России объяснило, кому положена так называемая бронь – отсрочка от частичной мобилизации. Теперь руководители предприятий, включенных в некий перечень, должны будут составить списки по установленной форме и направить их в Генеральный штаб Вооруженных сил. Эти списки станут основанием для освобождения работников от мобилизации.
По мнению эксперта «МК», военного аналитика, директора московского Центра анализа стратегий и технологи (ЦАСТ) Руслана Пухова, предоставление брони оборонщикам — шаг своевременный и важный, так как Вооруженные силы и оборонно-промышленный комплекс «составляют единый симбиоз», а работник оборонного предприятия — такой же солдат, только в тылу.
По данным Минобороны, так называемую бронь или временную отсрочку от мобилизации получат граждане с высшим образованием, работающие в сфере информационных технологий, связи, ряде СМИ, а также в финансовых организациях.
Первыми в списке на бронь оказались специалисты информационных технологий. Впрочем, отсрочку смогут получить только работники аккредитованных организаций в этой сфере и «задействованных в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области информационных технологий и обеспечения функционирования информационной инфраструктуры».
Трудиться в тылу также останутся работники связи, но не все, а только те, кто задействован «в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования сооружений связи, центров обработки данных, а также средств и линий связи общего пользования».
Работники СМИ, но пока неясно, кто именно, также могут избежать мобилизации. В Минобороны обошлись слишком общей формулировкой — бронь получат в «системообразующих организациях в сфере информации и связи, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем и (или) редакцией и (или) издателем зарегистрированного СМИ и (или) вещателем телеканала, радиоканала и задействованных в производстве и (или) распространении продукции средств массовой информации».
Возможно, это сделано с учетом того, что военные журналисты многих СМИ уже с самого начала спецоперации работали и продолжают работать в зоне боевых действий, где рискуют жизнью ради профессионального долга.
Еще одной сферой, работников которой освободили от передовой — финансы. А вернее, организации, отвечающие за стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финрынка, управление банковской ликвидностью.
Кто именно получит бронь, окончательно будет определять Межведомственная комиссия по бронированию граждан (МКБ) Вооруженных сил и местная администрация, куда работодателю нужно будет подать списки с фамилиями важных специалистов.
Руководитель Минцифры Максут Шадаев пояснил, что руководитель организации также должен будет подтверждать, что конкретные сотрудники задействованы в перечисленных военным ведомством мероприятиях и заняты полный рабочий день.
Пока целиком конкретное распоряжение по этому поводу не опубликовано, однако есть возможность, что в официальном документе может возникнуть и критерий стажа — например, сейчас, чтобы сотрудник IT-компании мог получить отсрочку от срочной службы, он должен проработать не менее 11 месяцев в организации. Если этот срок меньше, то существует лишь одно исключение: сотрудник устроился на работу в течение года после окончания учебы в вузе или научной организации (аспирантура).
Так же, как уже говорилось, пока нет ясности с перечнем профильных специальностей для сотрудников СМИ. Если для айтишников его можно спрогнозировать из перечня для отсрочки от призыва из 75 специальностей, то для сотрудников СМИ такого утвержденного списка пока нет.
Впрочем, уже сейчас ясно, что самые высокие шансы получить временную отсрочку у руководителей и специалистов высокого класса, которых местные организации будут пытаться удержать на работе, чтобы не допустить нехватки высококвалифицированных кадров.
Напомним, что кроме озвученных Минобороны сфер деятель, в тылу продолжат служить работники военно-промышленного комплекса, сервиса (энергетика, водопровод, теплоснабжение), органов местной власти.
На спецучёте продолжают оставаться служащие в органах МВД, пожарные, сотрудники уголовно-исполнительной системы и других силовых ведомств.
Но даже такие важные предприятия могут столкнуться с проблемами в получении брони на сотрудников. К примеру, если работник первые 5 лет пребывает в запасе после увольнения с военной службы. Или является водителем транспортного средства, мобилизованного в Вооружённые силы. Или заключил контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.
По словам директора московского Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, высококвалифицированные специалисты того же оборонно-промышленного комплекса должны оставаться в тылу и там обеспечивать поставленные задачи.
— Вооруженные силы и оборонно-промышленный комплекс составляют единый симбиоз, который обеспечивает национальную безопасность. Без своевременной поставки вооружения и специальной техники Вооруженные силы не могут решать задачи. Поэтому сотрудники оборонно-промышленного комплекса являются фактически такими же солдатами. Только солдатами тыла. Поэтому необходимо избежать ослабления трудового тыла при отправке таких специалистов в действующие войска.