США обнародовали новую стратегию нацбезопасноти: сдерживать сразу две ядерные державы
Белый дом заявил, что США скоро впервые придется заниматься сдерживанием сразу двух крупных ядерных держав. Новая американская стратегия национальной безопасности предупреждает о России как о более непосредственной угрозе и о Китае как о долгосрочном конкуренте.
фото: Global Look Press
Администрация Байдена предупредила, что в течение десятилетия США впервые придется сдерживать две крупные державы, обладающие ядерным оружием, указывая на российский потенциал, которым Москва все чаще демонстрирует, и расширяющийся китайский арсенал.
Как пишет The Guardian, новая президентская стратегия национальной безопасности (СНБ) изображает Китай как наиболее способного долгосрочного конкурента для Соединенных Штатов, а Россию — как более непосредственную разрушительную угрозу в связи с конфликтом на Украине. Новая стратегия предупреждает, что ядерная угроза может возрасти, если российские войска будут терпеть неудачи на поле боя.
«Обычные вооруженные силы России будут ослаблены, что, вероятно, усилит зависимость Москвы от ядерного оружия в ее военном планировании», — говорится в проекте американской стратегии. Его публикация была запланирована на весну, но была отложена из-за начала конфликта на Украине.
Владимир Путин пригрозил использовать «все средства» для защиты российской территории, включая Крым и четыре новых региона, напоминает The Guardian. Стратегия нацбезопасности США обещает, что такие угрозы не повлияют на поддержку Соединенными Штатами украинского сопротивления.
«Соединенные Штаты не позволят России или какой-либо другой державе достичь своих целей путем применения или угрозы применения ядерного оружия», — говорится в документе.
В предисловии президент Джо Байден проводит различие между типами угроз, исходящих, по версии Вашингтона, от Москвы и Пекина. «Россия представляет собой непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, опрометчиво попирая сегодня основные законы международного порядка», — пишет американский президент.
С другой стороны, Байден описывает Китай как «единственную страну, имеющую как намерение изменить международный порядок, так и все большую экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели».
В политическом документе Пекин изображается как «наиболее серьезный геополитический вызов Америки».
«Китайская Народная Республика питает намерение и все более и более демонстрирует способность изменить международный порядок в пользу такого порядка, который склонит глобальную игровую площадку в его пользу, даже несмотря на то, что Соединенные Штаты по-прежнему привержены ответственному управлению конкуренцией между нашими странами, — говорится в документе.
Согласно оценке Федерации американских ученых, у Китая насчитывается около 350 ядерных боеголовок, по сравнению с 5977 в арсенале России и 5428 в арсенале США. Тем не менее, Пентагон считает, что к 2030 году китайский потенциал вырастет до более чем 1000 боеголовок, что сделает КНР третьей по величине ядерной державой.
Согласно последнему оставшемуся крупному соглашению о контроле над вооружениями, Договору о новом СНВ, США и Россия соблюдают потолок в 1550 развернутых стратегических боеголовок, имея в виду те боеголовки, которые установлены на ракетах наземного или морского базирования или готовы к загрузке на дальние бомбардировщики.
Дэрил Кимбалл, глава Ассоциации по контролю над вооружениями, выразил обеспокоенность тем, что новая формулировка в стратегическом документе может предвещать переосмысление размера американского арсенала.
«Если к 2030 году нам придется беспокоиться о двух почти равных ядерных соперниках, что это значит для количества целей в России и Китае, которым, по мнению президента, мы должны подвергать риску, чтобы сдерживать эти ядерные угрозы? И как это повлияет на общее количество стратегических ядерных вооружений, которые Соединенные Штаты и президент считают необходимым развернуть?» — вопрошает Кимбалл.
«Они в основном рассматривают проблемы и вопросы, которые могут привести к расчету большего числа», — сказал он, добавив: «Это не строгая наука. Это может быть больше; может быть меньше. Я бы сказал, что даже если у Китая вдвое больше ядерных вооружений, мы все равно можем и должны сократить общее количество стратегических ядерных вооружений, потому что то, что у нас есть, превышает любые разумные расчеты того, что требуется для сдерживания ядерного нападения».