Сенатор Джафаров призвал закрыть часть границ из-за военного положения
Новость о введении военного положения в четырех новых субъектах России и особых режимов реагирования в центре и на юге страны породила море вопросов. Собирать ли жителям приграничных к линии фронта областей вещи в ожидании отселения? Переведут ли обычных клерков и менеджеров на принудительные работы для нужд армии? Каков риск терактов в Москве? На самые острые вопросы «МК» получил ответы у главы комитета Совфеда по международным делам Владимира Джафарова.
фото: Александр Астафьев
Введение военного положения в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях означает, что теперь руководить в этих регионах будут военные. Ограничений, связанных с этим режимом, максимальным по жесткости, может быть масса. От запрета на проведение массовых мероприятий и выборных процедур до отселения жителей в более безопасные места и перевода работников на оборонные заводы.
Однако, по словам Владимира Джафарова, закручивания гаек на местах не будет. Необходимые ограничения планируется вводить постепенно. И только те, которые реально нужны. То есть прописанные в законе «О военном положении» и других документах меры возможны, но не обязательны.
— Искусственно вводить ограничения, прикрываясь указом президента, это преступление, ответственность за которое должно находиться на контроле у Генеральной прокуратуры, — заявил сенатор.
Как подчеркнул сенатор, главная мера, которую реально необходимо ввести в регионах с объявленным военным положением, — закрытие границ. В противном случае в областях, близких к линии фронта, сложится ситуация «гуляй-поле»: под видом беженцев в регионы будут проникать террористы и члены диверсионно-разведывательных группировок.
Впрочем, борьбу с ДРГ придется активизировать в регионах с более мягкими режимами реагирования. Напомним, режим средней готовности (второй по жесткости после военного положения) объявлен в Белгородской, Курской, Воронежской, Брянской областях, в Крыму и Севастополе, а также Краснодарском крае. Режим повышенной готовности введен в остальных районах центральной части и юга страны. Действовать он будет и в столице. В остальных регионах пока сохраняется базовый уровень готовности силовиков. Но базовый уровень готовности не повод расслабляться, — подчеркнул Владимир Джафаров. — Террористическая угроза нависла над всей страной.
— Подрыв Крымского моста и попытка террориста провезти ПЗРК «Игла» в Московскую область показывают — они уже работают на территории нашей страны. Не надо питать иллюзий: украинские террористы по уровню гораздо выше, чем террористы с Ближнего Востока. Они первоклассно экипированы и обучены, ими руководят ГУР и СБУ.
Если в регионах с повышенным уровнем готовности они столкнутся с жестким отпором, они попробуют сделать что-то в других регионах. Если теракт случится не в Москве, а во Владивостоке или Омске, нам от этого разве станет легче? Мы ведь на самом деле не знаем, откуда может «прилететь».
По мнению Владимира Джафарова, по всей стране сейчас необходимо усилить досмотры автотранспорта. Но и идея уповать только на силовиков сенатору кажется абсурдной и опасной. Парламентарий призвал всех граждан проявлять максимальную бдительность и как минимум сообщать о подозрительных людях в полицию. «Лучше ошибиться, чем проморгать», — уверен Джафаров.
А что же Москва? По мнению сенатора, особых перемен в привычном бешеном ритме жизни мегаполиса жители Первопрестольной не заметят. Парламентарии даже не берутся предлагать такие меры, как запрет массовых мероприятий.
— идет футбольный сезон, если вводить ограничения, это только породит лишние страхи. Надо не запрещать, а усиливать досмотр. Но там, где можно отказаться от посещения людных мест, лучше отказаться, — говорит Джафаров, мысленно возвращая москвичей в ковидную двухлетку 2020–21.
Перспективы появления в столице отрядов теробороны пока тоже кажутся туманными. Джафаров напомнил, что в 1999-м, когда шла КТО на Северном Кавказе и боевики взрывали жилые дома на Каширском шоссе и улице Гурьянова, москвичи сами объединялись в добровольческие бригады. «По бригаде на дом: проверяли подъезды, подвалы, крыши. сейчас в этом плане вроде бы полегче, столица буквально нашпигована видеокамерами, пройти по городу, не засветившись, — уже что-то из области фантастики».
Вместо мыслей о том, не пора ли обзаводиться красной повязкой на руку, Джафаров предложил подумать о реформировании Вооруженных сил. Сенатор озвучил идею возврата к двухлетней срочной службе.
— Раньше мы по два года служили в армии. Первые полгода-год — учебка, а на второй год службы это уже готовый боец. Следует подумать, а не вернуться ли нам к такой системе? техника сейчас сложная, обучать бойцов долго. Если бы у нас была такая армия, может быть, мы обошлись бы и без частичной мобилизации, — предположил сенатор.
Как долго россиянам придется жить в режиме максимальной бдительности, пока можно только гадать. Парламентарий полагает, что пока не время для оптимистичных — да и вообще любых — прогнозов. Ограничительные меры со временем будут ослабевать по аналогии с ковидными, но личная бдительность, концентрация внимания и местами даже подозрительность — все это с нами, похоже, надолго.