«Звездные войны»: названы российские средства борьбы со спутниками НАТО
Россия, хоть и показала человечеству дорогу в Космос, первой запустив в 1957 году спутник, сегодня сильно уступает космическим конкурентам. Прежде всего, по количеству спутников связи и наблюдения, в том числе военных. Уязвимость обнажилась во время спецоперации. Западные страны предоставили Украине огромные возможности своих орбитальных группировок. Так что встал вопрос: как бороться с превосходящими космическими силами противника? Может, сбивать?
Что известно о составе группировок на орбите? На 1 января 2022 года на орбите Земли находилось 4852 действующих спутника. В том числе у США – 2954 космических аппарата, у России порядка 150, включая порядка 24 навигационных аппарата ГЛОНАСС.
Особенно досадно отставание в спутниках наблюдения. У России числится 13 спутников дистанционного зондирования Земли из космоса. Это аппараты гражданского и двойного назначения. У США таких аппаратов сотни – оптической, радиотехнической, радиолокационной разведки. А еще они есть у Великобритании, ФРГ, Франции и других стран НАТО.
Почему лучше иметь как можно больше спутников наблюдения? Все упирается во время предоставления информации из космоса. Спутник, если он не находится на геостационарной орбите, то есть на высоте порядка 36 тыс. км, не висит над одной точкой, например, над каким-то районом Украины. Спутники вращаются вокруг Земли по своей орбите. И если вам, например, надо получить информацию о расположении войск противника в каком-то конкретном районе, то придется сильно подождать, если у вас 1 или 2 спутника в системе. Если аппаратов больше, причем на разных орбитах, то нужную информацию вы получите не через сутки-двое, а через считанные минуты.
Сегодня разрешение у аппаратуры спутников наблюдения 10 см, а то и лучше. При необходимости можно подсчитать не только технику, но и людей противника.
Не менее важны спутники связи. Та же сеть «Старлинк» Илона Маска, в которой более 2000 аппаратов на низких орбитах, стала мощным подспорьем для вооруженных сил Украины. Используя спутниковые терминалы, подразделениями ВСУ легче управлять, предупреждать их об опасности или наводить на цели.
Словом, спутниковый фактор становится одним из решающих в военной кампании. Похоже, сбывается давнее предсказание американского президента Линдона Джонсона: кто владеет космосом — тот владеет миром.
Проблемой использования космических технологий в военных целях озаботились и дипломаты. Вот как в ООН обрисовал проблему российский дипломат Константин Воронцов. Он назвал «чрезвычайно опасной» тенденцию, проявившуюся в ходе событий на Украине.
«Речь идет о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в том числе коммерческой, в военных целях, — сказал дипломат. — Данные государства, очевидно, не совсем отдают себе отчет, что подобная деятельность, по сути, представляет собой опосредованное участие в вооружённых конфликтах. Квазигражданская инфраструктура может оказаться «законной целью» для ответного удара».
Разумеется, военные эту тенденцию просчитали заранее. Еще в 70-е годы СССР первым испытал противоспутниковую ракету. Стартовав с земли, она успешно поразила на орбите старый советский аппарат. Вслед за СССР <span class="wp-tooltip" title="Исследовательская стратегия Характеризуется тем что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания При этом п повторили США, а спустя почти 40 лет и Китай.
метод проверенный. Но имеет существенные Издержки. К примеру, в том же Китае при испытании противоспутникового оружия ракета разнесла вдребезги старый метеоспутник, образовав на орбите целое облако обломков. Каждый из этих обломков имеет первую космическую скорость — примерно 7 километров в секунду. За счет огромной кинетической энергии фрагмент массой в граммы способен пронзить насквозь обшивку космического корабля или орбитальной станции.
Надо еще понимать, что на тех же орбитах могут работать спутники дружественных стран. И как они отнесутся к тому, что их аппараты стоимостью в сотни миллионов долларов превратятся в космический мусор — большой вопрос.
Конечно, если сильно припрет, и потребуется в интересах безопасности страны вывести из строя особо ценный военный аппарат противника, то пойдешь на любые Издержки. В том числе и на возможное уничтожение своих аппаратов, которые будут пересекать орбиту «облака» фрагментов опасного космического мусора.
Именно поэтому в России создали зенитную систему С-500 «Прометей». главное ее отличие от предшественницы — системы С-400 «Триумф» как раз в том, что зенитные ракеты С-500, С-550, «Нудоль» способны сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Им это под силу.
Примерно год назад российские космические войска вновь осуществили успешный пуск противоспутниковой ракеты. Как сообщил Сергей Шойгу, она с ювелирной точностью попала в неработающий старый космический аппарат.
По мнению экспертов, новое испытание антиспутникового оружия потребовалось в ответ на секретные эксперименты, которые Пентагон проводит на орбите с военным мини-шаттлом Х-37. Изготовлено четыре таких аппарата, каждый из которых может нести оружие. Многоразовые аппараты США по году могут находиться на орбите и способны выполнять посадку по-самолетному.
У России таких аппаратов сейчас нет, но сбить чужой, угрожаемый нам аппарат, мы сможем.
Какие еще есть способы борьбы с космической угрозой? К наиболее экзотическим относят такой: устроить на определенной орбите и высоте ядерный взрыв. В этом случае электромагнитный импульс гарантированно выведет из строя ближайшие космические аппараты. естественно — и свои, и чужие. Издержки понятны.
Есть и более «гуманные» средства воздействия на иностранные спутники. О них начали говорить еще во времена рейгановского проекта «Звездных войн» — программы Стратегической оборонной инициативы – СОИ. Это воздействие на спутники лазерным излучением. Боевые лазеры планировалось размещать не только на земле, но и на космических и авиационных носителях. Но в 80-е годы не удалось решать главную техническую проблему – как обеспечить лазер достаточным количеством энергии.
Тем не менее, идея использования лазерного оружия против спутников очень продуктивна. Ведь при воздействии лазером не происходит разрушения аппарата и не образуется большое количество опасных обломков.
Кстати, у России есть успехи в разработке боевых лазеров. Лазерные комплексы «Пересвет» уже стоят на боевом дежурстве Тейковской ракетной дивизии, где они защищают ракетные комплексы «Ярс».
Есть еще один довольно энергозатратный способ борьбы со спутниками противника. Считается, что США, Китай и Россия проводят эксперименты в этой области. Суть заключается в том, что на орбиту выводится «истребитель спутников», который способен сближаться с нужным аппаратом и воздействовать на него тем или иным способом.
проблема в том, что для маневров на орбите аппарату требуется много энергии и ракетного топлива. С другой стороны, можно сразу запустить такой аппарат на нужную орбиту, с которой нужно убрать «вредные» спутники. В этом случае затрат энергии потребуется меньше.
Наши Космические войска проводили на орбите эксперименты, которые, по сути, близки к решению подобных задач. Так, 26 ноября 2019 года с военного космодрома Плесецк был запущен так называемый спутник-инспектор. По информации Минобороны, спутник создан на базе унифицированной многофункциональной космической платформы. Он может проводить на орбите осмотр других аппаратов.
Как считают эксперты, гипотетически такой аппарат может точно так же проинспектировать и чужие военные спутники, сфотографировать их, передать данные на землю. Это поможет определить назначение аппарата, его возможности и, соответственно, степень угрозы.
Вообще, эксперименты со спутниками-инспекторами у нас идут с 2017 года. Тогда были запущены аппарата «Космос-2519», «Космос-2521», «Космос-2523». Спутники маневрировали на орбите, удаляясь друг от друга, а потом сближаясь.
Через два года были запущены аппараты «Космос-2535» и «Космос-2536». Их цель — изучение воздействия на наши аппараты «искусственных и естественных факторов космического пространства» и отработка «технологии их защиты».
По мнению руководителя Института научной политики Ивана Моисеева, американцы уже лет десять делают спутники, «способные отремонтировать или дозаправить другие аппараты на орбите». «Разумеется, такой спутник, который может другой спутник дозаправить или отремонтировать, теоретически может его и сломать. Такое двойное назначение получается», — сказал эксперт.
Подобные эксперименты проводит и Китай.
Итак, «звездные войны» это уже не фантастика, а реальная угроза. И, значит, лучше на всякий случай иметь в своем распоряжении космический «щит и меч».