Fortenova получила свободу
Fortenova Group в начале недели сменила акционера с российского Сбербанка, который является крупнейшим банком в стране на арабского инвестора, члена королевской семьи. Почему эту сделку можно назвать беспрецедентной даже по меркам международного рынка, а также как подобное решение повлияет на развитие европейского ритейлера, рассказали эксперты, знакомые с ситуацией на международном рынке.
фото: ПРЕСС-СЛУЖБА СБЕРБАНКА
Что произошло
Накануне Сбербанк сообщил о продаже своей доли (43%) в компании Fortenova Group. Покупателем стал крупный инвестор из ОАЭ Саиф Алькетби, чьи активы включают недвижимость, технологии и высокотехнологичные компании. Значительную часть его инвестиций составляют различные сделки с частным капиталом.
При этом, группа Fortenova заявила, что официальной информации о продаже акций Сбербанка не имеет, и на подобную сделку необходимо разрешение контролирующих органов Хорватии. Последние пояснили, что данной сделкой не занимались.
Скандал продолжил разгораться с новой силой, когда в ответ на подобное заявление с официальным комментарием выступила российская сторона, заявив, что никаких нарушений не было.
«Сделка Сбербанка по продаже доли в компании Fortenova закрыта 31 октября 2022 года в строгом соответствии со всеми международными юридическими нормами и стандартами без каких-либо нарушений. Покупателем выступил крупный инвестор из ОАЭ. Сбер получил всю сумму в рамках сделки 31 октября, и более не является акционером компании и не связан с ней, но желает ей дальнейших успехов в развитии на международном рынке», — заявили в пресс-службе российского банка.
Там пояснили, что уведомление в адрес компании о смене собственника направляется в строгом соответствии с законодательством — на это с момента сделки есть 7 дней.
Таким образом Сбербанк подтвердил реальность сделки со своей стороны. Еще одним косвенным ее подтверждением стало письмо нового акционера к сотрудникам компании, где он заявил, что в ближайшее время встретится с властями Хорватии и представителями компании и представит новую стратегию ее развития.
Сбербанк с 2021 г. делал несколько попыток найти покупателей на 43% акций Fortenova Group. Но европейские покупатели либо не смогли получить регуляторные одобрения (венгерский Indotek получил согласие OFAC, но не получил согласие хорватских регуляторов), либо в последний момент отказались (разногласия по сделке среди инвесторов). Была также попытка совершить сделку с хорватскими пенсионными фондами, которую очень хотела сделать сама Fortenova и другие ее акционеры и стейкхолдеры — но Альянс, управляющий одним из хорватских пенсионных фондов, в последний момент отказался.
Почему сделка вызвала негатив
По мнению экспертов, опрошенных МК, сделку можно назвать успешной для обеих сторон: Сбербанк в рамках своей стратегии развития продал международный актив, поскольку решил сосредоточиться на внутреннем рынке, о чем компания неоднократно заявляла. А для хорватского ритейлера открываются новые пути развития, которые ранее могли быть ограничены наличием российской доли.
Как отмечает, старший преподаватель кафедры международной экономичеки РЭУ им. Г.В. Плеханова Кава Ходжа, в условиях турбулентности и риска потери активов на внешних рынках, логичным шагом видится аккумуляция активов в направлении развития Сбера на внутреннем рынке и создания устойчивых связей с восточными партнерами. На сегодняшний день происходит трансформация в мировой экономике, нарушены прежние связи, появляются новые цепочки создания стоимости, новые финансовые центры, и, очевидно, что Сбер как динамично развивающаяся компания играет на опережение и выстраивает свою стратегию развития с учетом новых трендов и минимизации рисков для долговременного устойчивого роста.
Действительно, Сбер планомерно продолжает реализовывать свою стратегию по выходу из зарубежных активов, отмечает доцент кафедры экономики НИТУ МИСиС Лазарь Бадалов.
«Продав долю в хорватской компании, Сбербанк вернул себе выданные ранее в качестве кредитов средства. Вывел европейскую компанию из-под международного давления», — говорит основатель международного Агентства управленческих инноваций MIA.expert Юлия Киреева.
Она отмечает, что для Fortenova Group выход российской компании из числа собственников с правом голоса и передача акций арабскому инвестору означает большую свободу в принятии управленческих решений и новые возможности для развития.
«Саиф Алькбети является членом королевской семьи и уважаемым инвестором. Так как в его активе уже есть компании — производители продуктов, он обладает достаточными ресурсами и опытом для содействия успешному росту Fortenova Group. За счет совершенной покупки Саиф расширил свой инвестиционный портфель, куда уже входят высокотехнологичные компании, недвижимость, производители фармацевтических препаратов и др.», — отмечает эксперт.
Важной деталью, если говорить о формальной стороне сделки, автор исследования «Ландшафт влияния. исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян считает то, что это денежная сделка, а не выкуп менеджментом по символической цене или кредитование покупателя под сделку с собственным же активом.
«Сделка была конкурентной — продаже актива предшествовали переговоры и даже подготовка к продаже с двумя другими покупателями. По сути же Сбер смог найти покупателя на актив в ситуации, когда соблюдение разных формальных процедур согласования не позволило совершить сделку с покупателями в Восточной Европе. Это доказывает, что даже в ситуации санкций и экономических ограничений есть возможность выйти из бизнеса, который нельзя эффективно управлять в текущих реалиях», — пояснил эксперт из России.
Итог
Сбербанк использовал все возможности в текущей ситуации и в итоге нашел способ легальной продажи: продал не европейцам, которые не смогли согласовать сделку, а арабам, которые не поддерживают международные санкции против российских компаний.